На
главную
|
06.06.2018
http://afanasiy.net/mytropolyt-antonyi-hrapovyckyi-o-cerkovnom-penyy-obracshenye-k-yereiam-y-psalomcshykam-volynskoi-eparhyy
О ЦЕРКОВНОМ ПЕНИИ
Обращение к иереям и псаломщикам Волынской
епархии.
Митрополит Антоний (Храповицкий).
Божественные апостолы и духоносные Отцы Церкви, единоправные ученикам и
самовидцам Слова, преподали нам не только слова для собеседование с Небесным
Отцем нашим и Его друзьями, но и созвучия, в которых они сами воспевали эти
внушенные Святым Духом молитвословия. Правда, под влиянием времени некоторые
из этих созвучий и напевов претерпели изменение ради сокращения времени, но
все-таки основное сочетание звуков в них сохранилось.
Из всех священных напевов всего более дорожит Вселенская Церковь охранением
осьмогласия, преподанного нам великим и наученным от ангелов Иоанном
Дамаскином. Внося разнообразие в исполнение ежевоскресной и ежедневной
службы, осьмогласие есть лучшее пособие и для запоминания всех правил
Устава, которые подразделяются им и вводятся в определенное соотношение, как
обращение с числами четырьмя арифметическими действиями. Где строго хранится
осьмогласие, там и певцы одушевленнее и сознательнее относятся к службе и
народ не тяготится ее продолжительностью.
Вот почему мне стоит больших усилий над собою, чтобы сохранять спокойствие
при упоминании о великом и непростительном бесчинстве, допускаемом во многих
церквах на Волыни в виде какого-то придуманного врагами Церкви общего гласа
для всех ирмосов. Этот общий глас представляет собою искажение шестого гласа
и своими бессмысленными завываниями совершенно лишает духовной красоты
священные ирмосы, сообщенные Духом Божиим Святым Отцам, а ими - всей
верующей вселенной. Я проехал всю Россию от Белозерска до Симферополя, от
Златоуста до Варшавы; много видел бесчинств в церковной службе, но такого
безобразия, такого поругания красоты церковной нигде не встречал. В
благочестивых приходах Св. Руси все миряне знают наизусть ирмосы великих
праздников и их напевы. Что могут они почувствовать, когда, например,
величественный канон Пятидесятницы "Божественным покровен" или Богоявления
"Глубины открыл есть дно" коверкаются на этот отвратительный, нищенский вой?
Еретику Павлу Самосатскому вменялось Церковью в вину и то, что он искажал
церковные напевы на страстные, бесчинные вопли, и теперь в Типиконе и в
книге правил соборных на такие вопли положено строгое прещение. Наверно еще
более страшному осуждению предали бы Соборы Вселенские тех, кто дерзает
нарушать высшую красоту церковной службы, т.е. осьмогласие Дамаскина.
В утешение можно сказать, что и у нас этот разврат начал появляться недавно,
что осьмогласие не забыто, а только оставлено многими в небрежении, конечно,
вместе с заботой о своем спасении. А потому прошу, молю и с прещением
увещеваю отцов иереев, диаконов, псаломщиков и певцов церковных: теперь же
навсегда бросьте этот нелепый общий глас. Да погибнет он вместе с душою
Павла Самосатского и последователей его ереси! Да будет он предан забвению!
Да заградятся навсегда уста, желающие повторять его! Да утвердится незыблемо
священное осьмогласие! Да не постигнет нас гнев св. Иоанна Дамаскина и всей
Церкви Божией! Да не будет земля Волынская оборвышем среди Поместных
Церквей, украшающихся богопреданным осьмогласием!
А чтобы утвердить эту заповедь Церкви, прошу на спевках пред службами
исполнять правильно ирмосы, стихиры и прокимны, а не вымышлять разнообразия
для Херувимских и прочих литургийных песнопений, положенных на ноты
сочинителями, не знаемыми Церкви Божией и несвидетельствованными в своем
житии, ни в чистоте помыслов и деяний, без чего, как сказано, никто не узрит
Бога. В обителях и храмах, где содержится образцовый чин священнослужения,
литургийные песнопения исполняются обыкновенно, а то и всегда, одни и те же,
наизусть, а разнообразие пения прилагается именно к напевам гласовым и к
подобным. Все это начали оставлять в пренебрежении под влиянием душепагубной
и проклятой Святыми Отцами латинской унии, дабы обезличить духовную жизнь и
молитвенные подвиги народа Божия и клира, а затем постепенно притупить их в
такой степени, чтобы они остались лишь при немногих жалких суевериях и
сделались послушным орудием в руках еретиков. Напротив, твердое и
сознательное охранение народом и клиром неискаженного евангельского
благовествования, т.е. Православия, возможно лишь чрез одушевленное
исполнение православной службы Божией без искажений, без грубых опущений, но
со смиренным сознанием, что мы стоим не выше, а гораздо ниже уровня духовной
жизни Отцев и Учителей Церкви и должны со вниманием и послушанием следовать
их богопросвещенному руководительству.
1908.
Архиепископ Антоний (Храповицкий). Полное собрание сочинений. В 3 т. Изд. 2.
Том I. Спб. 1911. С. 583-584.
|
На главную |