На главную


06.05.2019
http://afanasiy.net/mytropolyt-antonii-hrapovyckii-bogoslujebnaia-zametka


БОГОСЛУЖЕБНЫЯ ЗАМѢТКИ.
Митрополитъ Антоній (Храповицкій).



1-я Богослужебная замѣтка.

Убѣдительно прошу отцевъ іереевъ, діаконовъ и пѣвцовъ вникать въ уставъ церковный, который никогда такъ грубо не нарушается, какъ во время пѣнія Цвѣтной Тріоди. Мнѣ извѣстно, напр., что во многихъ церквахъ поютъ канонъ Пасхи на всѣхъ утреняхъ отъ Ѳомина Воскресенья до Вознесенья, а между тѣмъ канонъ Пасхи поется только на 12 утреняхъ за цѣлый годъ: на семи утреняхъ Свѣтлой седьмицы, затѣмъ въ 4 воскресенья, начиная съ недѣли Мироносицъ и въ день Отданія Пасхи, а болѣе никогда, т. е. ни на одной утрени, не поется. Указаніе Типикона, Минеи или Тріоди на «канонъ праздника» разумѣетъ отнюдъ не канонъ Пасхи, который всегда называется канономъ Пасхи, а не праздника; канономъ же «праздника» именуется канонъ соотвѣтственной недѣли, т. е. отъ Антипасхи 7 дней – канонъ Ѳомы, затѣмъ 7 дней канонъ Мироносицъ, далѣе 3 дня канонъ Разслабленнаго, затѣмъ 8 дней каноны Преполовенія, далѣе 3 дня – канонъ Самарянки, еще 4 дня – канонъ Слѣпаго, далѣе 9 дней – каноны Вознесенья, затѣмъ одинъ день – заупокойной, затѣмъ 7 дней – каноны Пятидесятницы и наконецъ канонъ Всѣхъ, Святыхъ, поемый послѣ воскреснаго канона 8-го гласа. Тоже касается и выраженій – «тропарь», или «кондакъ праздника». Итакъ, когда въ семъ 1910 году будете видѣть на дни пр. Іова и Іоанна Богослова «канонъ праздника», то знайте, что это не канонъ Пасхи, а Мироносицъ; день Св. Кирилла и Меѳодія – канонъ Разслабленнаго, а въ коронацію – канонъ Преполовенія; въ день Св. Константина и Елены – канонъ Самарянки, а въ день Рожденія Государыни 25 мая – канонъ Слѣпаго.

Затѣмъ прошу знать, что литургію и прочія службы начинаемъ съ крестомъ только во дни Свѣтлой Седьмицы, да въ Отданіе Пасхи, а въ прочіе дни только поемъ трижды тропарь Пасхи послѣ начальнаго возгласа іерея. Предъ отпустомъ тропарь Пасхи поется только на литургіи, и при томъ трижды, а на проч. службахъ тропарь Пасхи отнюдь не поется предъ отпустомъ. Въ дни Свѣтлой Седьмицы послѣ словъ іерея: «благословеніе Господне на васъ» клиръ въ алтарѣ поетъ половину тропаря, а ликъ кончаетъ: «и сущимъ во гробѣхъ животъ даровавъ», затѣмъ говорится отпустъ пасхальный съ крестомъ и бываеть троекратное привѣтствіе: «Христосъ воскресе! Воистину Воскресе!». Въ дальнѣйшіе же дни Пятидесятницы только предъ отпустомъ литургіи тропарь Пасхи поется трижды (на Седьмицѣ пасхальной однажды – потому, что послѣ заамвонной молитвы его пропѣли 12 разъ), а отпустъ («воскресый изъ мертвыхъ, Христосъ, истинный Богъ нашъ» и пр.) безъ креста и безъ привѣтствій, каковое потомъ бываетъ, и съ крестомъ, только на литургіи дня Отданія Пасхи, когда и отпустъ произносится пасхальный.

Умножая пасхальные символы послѣ Антипасхи, многіе наши іереи уменьшаютъ ихъ тогда, когда ихъ должно соблюдать во всей полнотѣ, т. е. на Свѣтлой Седьмицѣ, и не умѣютъ кадить по пасхальному и мірянъ не учатъ, какъ отвѣтствовать на кажденіе предъ ними. Впрочемъ я уже писалъ нѣсколько лѣтъ тому назадъ, что у насъ на Волыни вообще не знаютъ порядка кажденія, но моего писанія большинство не удостоили прочитать, и кадятъ по прежнему нелѣпому порядку вопреки типикону. На Пасхѣ же, когда іерей кадитъ съ крестомъ, то долженъ, кадя на народъ, каждое наклоненіе своей головы сопровождать возгласомъ: «Христосъ воскресе», причемъ міряне, не кланяются только, но и осѣняютъ крестомъ (взирая на крестъ въ рукѣ священника) и отвѣчаютъ: «Воистину Воскресе». Кадить же мірянъ слѣдуетъ такъ: 1) обкадивъ иконы иконостаса, – съ амвона кадить сперва лики поющихъ, а потомъ всѣхъ предстоящихъ, и затѣмъ 2) спустившись внизъ и покадивъ каждый образъ на анологіяхъ и въ кіотахъ, затѣмъ всякій разъ кадить на предстоящихъ образу людей, причемъ во дни Св. Пасхи привѣтствовать ихъ словами: «Христосъ воскресе».

Архіепископъ Антоній

«Волынскія Епархіальныя Вѣдомости». 1910. № 18. Ч. Неоффиц. С. 341.



2-я Богослужебная замѣтка.

До нашего свѣдѣнія дошло, что по многимъ селамъ несмотря на прошлогоднее предупрежденіе продолжаютъ коверкать службу попразднества Пасхи, именно, поютъ канонъ Пасхи во всѣ дни до Вознесенія. Итакъ напоминаемъ причтамъ епархіи, что пасхальный канонъ поется только на 12 заутреняхъ въ году: въ 7 дней свѣтлой седьмицы и въ воскресенія: Мироносицъ, Разслабленнаго, Самаряныни, Слѣпого и, наконецъ, въ день отданія Пасхи.

Въ прочіе дни слѣдуетъ пѣть канонъ предыдущей недѣли: антипасхи, Мироносицъ и проч. Такъ въ праздникъ св. Георгія слѣдовало пѣть канонъ антипасхи и Георгія (катавасія „Воскресенія день"); день ап. Марка (25 апрѣля) и ап. Іакова (30 апрѣля) канонъ Мироносицъ (гл. 2) и апостола, катавасія Пасхи. Во дни св. Бориса и Глѣба (2 мая) и преп. Ѳеодосія печерскаго (3 мая) канонъ Разслабленнаго (гл. 3) и святымъ, катавасія Пасхи; 4 и 11 мая канонъ и катавасія Преполовенія (во второмъ случаѣ также канонъ св. Кириллу и Меѳодію; 6 мая (преп. Іова) и 9 (святителя Николая) канонъ Преполовенія и святому, катавасія Пасхи; въ день коронаціи (14 мая) канонъ Самаряныни (гл. 4) и святому, катавасія Пасхи; 21 мая въ день св. Константина и Елены канонъ Вознесенія и святымъ, катавасія Вознесенія; 25 мая (обрѣтеніе главы Предтечевой) канонъ Вознесенія и Предтечи.

Таковъ порядокъ каноновъ во дни поліелейные и Преполовенія, когда полагается катавасія на каждой пѣснѣ, а въ будни, когда нѣтъ поліелея, то 3, 6, 8 и 9 пѣсни покрываются (вмѣсто катавасіи) ирмосомъ минеи воспоминаемаго святого, а отнюдь не ирмосами Пасхи.

Сверхъ того еще нужно имѣть въ виду, что тройное Христосъ воскресе, съ коего начинается каждая служба, замѣняетъ собою отъ недѣли Ѳоминой до отданія Пасхи отнюдь не трисвятое, а только молитву Царю небесный, такъ что на 3 часѣ, на 9 часѣ должно послѣ Христосъ воскресе читать трисвятое. Сей же пасхальный тропарь замѣняетъ собою Пріидите поклонимся на тѣхъ службахъ, которыя начинаются съ этого троекратнаго поклоненія Царю и Богу послѣ возгласа священника „Благословенъ Богъ нашъ": ясно, что здѣсь разумѣется вечерня, повечеріе (если оно слѣдуетъ непосредственно за вечерней), и утреня; на часахъ же 3, 6 и 9 и даже на первомъ часѣ должно читать Пріидите поклонимся, какъ въ обыкновенное время.

Предъ отпустомъ тропарь св. Пасхи поется въ эти 32 дня только на литургіяхъ (и притомъ трижды), но отнюдь ни на вечерняхъ, ни на утреняхъ, ни на молебнахъ, ни на панихидахъ, ни на прочихъ службахъ, которыя заканчиваются такимъ же порядкомъ, какъ во все время церковнаго года.

А. Антоній.

«Волынскія Епархіальныя Вѣдомости». 1911. № 18. Ч. Неоффиц. С. 370-371.

***

Литургическая замѣтка о службѣ въ отданіе праздника Св. Пасхи.

Въ настоящемъ году отданіе праздника Св. Пасхи приходится 14 мая – день св. коронованія Ихъ Императорскихъ Величествъ Такъ какъ въ приходскихъ церквахъ, согласно табели, должно быть совершено въ этотъ день всенощное бдѣніе святому, затѣмъ литургія съ особымъ молебномъ, положеннымъ на сей случай, то не лишне заранѣе предусмотрѣть возможныя сочетанія пѣснопѣній отдаваемаго праздника съ пѣснопѣніями святому, который въ настоящемъ разѣ возводится въ достоинство святыхъ, имъ же типиконъ указуетъ бдѣніе. Въ такомъ случаѣ придется руководствоваться, конечно, Марковой главой о праздникѣ св. апостола Іоанна Богослова, «аще случится въ среду предъ вознесеніемъ, во отданіе Пасхи».

Но цѣль настоящей замѣтки вовсе не та, чтобы напомнить такое простое указаніе, а чтобы возбудить вопросъ о самомъ характерѣ, принятомъ нашимъ типикономъ для службы въ отданіе Пасхи.

Какъ извѣстно, служба въ отданіе праздника Пасхи, по указанію типикона совершается вмѣстѣ со службой недѣли слѣпого и предпразднества вознесенія. Обычный характеръ седмичной службы дней 50-цы сравнительно мало оторжествляется особенностями отходящаго праздника Пасхи. Добавляются лишь въ началѣ 3-хъ центральныхъ службъ вечерни, утрени и литургіи пѣніе «Христосъ воскресе» со стихами и свѣчей при отверзтыхъ царскихъ вратахъ, затѣмъ пѣніе стихиръ Пасхи на стиховнѣ на вечерни и предъ великимъ славословіемъ на утрени и канонъ Пасхи, который поется совокупно съ канономъ спѣлаго и предпразднества вознесенію.

Эти сравнительно незамѣтныя особенности въ службѣ на отданіе Пасхи, какъ-то мало говорятъ сердцу вѣрующаго о свѣтлости и величіи уходящаго въ глубь вѣковъ праздника. Инстинктивное чувство подсказываетъ, что вызываемый въ душѣ въ послѣдній разъ въ настоящемъ году образъ «раздника праздниковъ и торжества торжествъ» долженъ быть отраженъ ярче и рельефнѣе. Припоминается по этому поводу замѣчаніе одного прихожанина въ 1909 году, когда отданіе Пасхи случилось 6 мая, тоже въ царскій день. Подготовленный къ предстоящему богослуженію общимъ правиломъ типикона, что въ отданіе праздника служба бываетъ вся праздника, кромѣ самыхъ незначительныхъ упущеній (какъ напр. входа, чтеній, евангелія и др.), указанный прихожанинъ выразилъ свое недоумѣніе по окончаніи всенощнаго бдѣнія.

– «Вы говорили, батюшка, что служба будетъ похожа на пасхальную, а на самомъ дѣлѣ ничего подобнаго».

Какъ ни старался я ему доказать, что слышанныя имъ вставки изъ пасхальнаго богослуженія достаточны при вошедшихъ уже въ силу обычныхъ составныхъ частяхъ ежедневнаго богослуженія, онъ оставался непреклоннымъ въ своихъ сужденіяхъ.

– Шестопсалміе, каѳизмы, псалмы на часахъ, стихиры слѣпому, каноны его-же и вознесенія – все это совершенно оттѣсняетъ пасхальныя пѣснопѣнія – настаивалъ онъ на своемъ.

И вотъ то, чего, какъ видимъ, инстинктивно требовало сердце вѣрующаго мірянина, съ чѣмъ въ глубинѣ души и самъ соглашаешься, оказывается находитъ своз разрѣшеніе въ греческомъ типиконѣ великой Константинопольской церкви, и въ порядкѣ службъ греческаго Пентикостарія.

Здѣсь послѣ нашего обычнаго порядка отданія Пасхи, помѣщается другой, болѣе соотвѣтствующій основнымъ требованіямъ типикона, съ примѣчаніемъ, что тотъ и другой порядокъ предоставляется изволенію настоятеля.

Согласно этому указанію, служба слѣпаго отдается во вторникъ, съ характеромъ субботняго порядка пѣнія стихиръ вечерни и утрени и канона въ теченіе св. Пятидесятницы, съ минеею.

Что же касается среды отданія Пасхи, то здѣсь вся служба и вечерни и утрени и часовъ и литургіи бываетъ подобна пасхальной. Передъ вечерней только 9 часъ бываетъ обычный трипсалмный, съ тропаремъ воскреснымъ 5 гласа и кондакомъ недѣли слѣпаго. Вечерня же, съ возгласа «Слава святѣй единосущнѣй» и дальше бываетъ по чину свѣтлой седмицы. На «Господи воззвахъ» ставится стиховъ 6 и поются стихиры воскресны 1 гласа «Вечернія наша молитвы»... На славу «Отцу собезначальна» и нынѣ «Всемірную славу»... Входъ. Прокименъ дне. Рцемъ вси. Сподоби Господи. По возгласѣ стихира воскресна 1 гласа: «Страстію Твоею, Христе». Посемъ: «Да воскреснетъ Бог» и стихиры Пасхи, и отпустъ.

Утреня, часы и литургія во всемъ неизмѣнно слѣдуетъ порядку пасхальной службы, кромѣ синаксаря, апостола и евангелія на литургіи (дне). Всѣ же псалмы на вечерни, утрени, часахъ и стихословіе псалтири не допускаются. Оставляется и канонъ предпразднества вознесенія и поется «егда разсудитъ параэкклисіархъ». Даже 9 часъ предъ малой вечерней вознесенія, все же поется пасхальный, а не обычный трипсалмный.

Предлагая настоящее послѣдованіе греческаго типикона, думаю, что этотъ порядокъ болѣе соотвѣтствуетъ характеру отданій другихъ годичныхъ праздниковъ – Господскихъ и Богородичныхъ, а потому, мнѣ кажется, и церковная власть много бы придала торжества и ликованія дню отданія Пасхи, если бы узаконила приписку греческаго типикона, предоставивъ настоятелю избрать тотъ или другой порядокъ службы въ этотъ день.

«Волынскія Епархіальныя Вѣдомости». 1914. № 19. Ч. Неофф. С. 321-322.

Сост. Ред. Миссионерского Центра.


На главную