На главную
|
04.05.2019
http://afanasiy.net/soobcshenye-o-myrovarenyy-v-prc/rpcz
СООБЩЕНИЕ О МИРОВАРЕНИИ В ПРЦ/РПЦЗ.
Указ о совершении Мироварения
по чину 1894 года на Страстной Седмице текущего 2019 года.
В соответствии с Правилом 37 (и) «Положения о Православной Российской
Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей» Первоиерарх ПРЦ/РПЦЗ
Митрополит Филарет (Семовских) в день Святых Вселенских Учителей и
Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого (12
февраля / 30 января 2019 года) издал Указ о совершении Мироварения по чину
1894 года на Страстной Седмице текущего 2019 года. Указ Первоиерарха был
исполнен. Впервые более чем за 100 лет Мироварение в России совершалось
Канонической Православной Российской Церковью, имеющей законную
преемственность церковной власти в соответствии с Постановлением № 362 от
7/20 ноября 1920 г. Святейшего Патриарха Тихона (Белавина), Священного
Синода и Высшего Церковного Совета Российской Церкви.
Миро в Православной Российской Церкви используется в таинстве крещения, при
освящении антиминсов, при освящении храмов и при Помазании на Царство
Православных Царей. В Мироварении по благословению Митрополита Филарета
участвовало 3 архиерея и 5 священников, которые читали Евангелие и молились
круглосуточно на протяжении всего процесса Мироварения. Однако подготовка к
Мироварению начиналась задолго до Страстной Седмицы. По традиции еще с
византийских времен перед Мироварением Предстоятель Церкви назначал опытного
аптекаря ответственным за подбор и приготовление ароматических веществ для
Мира. Указом Первоиерарха ответственным за организацию Мироварения и
приготовление благовонных веществ из ароматических растений был назначен
архимандрит Филарет (Рожнов), который хоть и не является аптекарем, но к
растениям отношение имеет, ибо получил в миру высшее образование по
специальности «ученый-агрономом». С учетом этого и других обстоятельств
Указом Митрополита (от 12.02 /30.01.2019 г.) было определено место
Мироварения.
При Знаменско-Петропавловском храме для Мироварения специально было
оборудовано крестильное помещение. В среду Крестопоклонной недели Великого
Поста архимандрит Филарет по благословению Первоиерарха совершил водосвятный
молебен и освятил приготовленные для Мироварения сосуды и 63 ингредиента из
59 ароматных веществ: эфирные масла, а также предложения из благовонных смол
и растений. Со среды Крестопоклонной Недели Великого Поста ароматные
растения и смолы две недели настаивались на оливковом масле в сосудах,
которые потом на четыре дня заливались виноградным вином. Полученные таким
образом благовонные настои елея и вина использовались при Мироварении.
Двухнедельный настой ароматных веществ на елее процеживался и сохранялся до
последнего дня Мироварения (до Великой Среды Страстной Седмицы), а потом
вливался в сосуд с кипящим Миром. Вино как вещество не входит в состав Мира,
оно не смешивается с ним, но используется как средство, дополняющее ароматы
и предотвращающее подгорание и воспламенение елея. Эфирные масла добавлялись
уже в остывшее и процеженное Миро в Великую Среду. Освящение Мира
совершалось в Великий Четверг во время Литургии. Хронология событий,
связанная с Мироварением, показана на фотографиях с прилагаемыми
комментариями.
Помещение для Мироварения (среда Крестопоклонной недели).
Архимандрит Филарет (Рожнов) после завершения водосвятного молебна
и других приготовлений к Мироварению в среду Крестопоклонной недели.
В среду Крестопоклонной Недели были также предварительно приготовлены и
освящены сосуды для готового Мира (12 сосудов по числу Апостолов Христовых),
в которых во время Литургии в Великий Четверг Страстной Недели освящалось
Миро, сваренное в течении Великого Понедельника, Великого Вторника и Великой
Среды.
Двенадцать сосудов (по числу Святых Апостолов), вкоторых освящается и
хранится Миро.
По традиции в помещении, где приготовляются вещества для Мироварения, на
особой возвышенности размещается ранее освященное Миро, которое добавляется
в новое Миро, после его освящения. Для этой цели было использовано Миро,
освященное ранее в Русской Православной Церкви Заграницей, причем в разное
время – начиная с прошлого столетия до начала текущего. Это
(преждеосвященное в РПЦЗ) Миро имеет преемственность с Миром, освященным в
дореволюционной Церкви, а также с Миром, освященным в других Православных
Поместных Церквах до их падения в ересях. В последнее время, пожалуй, только
в РПЦЗ использовалось Миро, которое никогда не варилось еретиками, что
придает ему особую исключительную значимость.
Преждеосвященное Миро в окружении лампад и цветов возвышается
над сосудами с благовонными веществами в особом сосуде, увенчанном крестом.
Участники Мироварения (утро Великого Понедельника Страстной Седмицы) перед
началом водосвятного молебна (сл. напр.): иеромонах Христофор, архимандрит
Филарет, архиепископ Николай, епископ Серафим, иеромонах Алексей, протоиерей
Владимир, иерей Сергий (Епископ Лука прибыл к последнему дню Мироварения и
участвовал в соборном Богослужении в Великий Четверг).
В Великий Понедельник утром участники Мироварения, прибыв в мироварню,
совершили водоосвящение, окропили святой водой все благовонные составы,
мироварные сосуды и влили немного святой воды в котел для мироварения. Потом
в этот котел влили елей и вино, после чего архиепископ Николай возжег под
ним трикирием огонь.
Участники водосвятного молебна в Великий Понедельник Страстной Седмицы перед
началом Мироварения.
В Великий Понедельник Страстной Седмицы после водосвятного молебна
архиепископ Николай
возжег трикирием огонь под мироварным котлом и началось круглосуточное
чтение Евангелия всеми участниками Мироварения.
В Великий Понедельник, Миро варилось до вечера, как и предусмотрено
чинопоследованием, но Евангелие над Миром читалось архиереями и священниками
непрерывно трое суток. В Великий Вторник утром в мироварный котел было
добавлено вино взамен испарившегося, и мироварение было продолжено уже
непрерывно в течении Великого Вторника и Великой Среды. В Великую Среду
перед завершением Мироварения в котел были вложены все благовонные вещества,
которые две недели настаивались на елее со среды Крестопоклонной Недели.
Затем в Великую Среду после прекращения варки Мира, оно было охлаждено и
процежено, после чего в него влили эфирные масла и тщательно перемешали.
После прекращения варки Мира, в него добавляются эфирные масла
и все тщательно перемешивается (Великая Среда Страстной Седмицы)
Полный список всех ароматных веществ, использованных для приготовления Мира,
будет опубликован позже. А пока немаловажно отметить, что часть благовонных
веществ для приготовления Мира доставлены со святых мест: из Иерусалима, из
Вифлеема, со Святой Горы Афон и из других мест. Например, розовое и нардовое
масла архимандриту Филарету в 2014 году (тогда еще протоиерею Валерию)
подарил главный хранитель ключей храма Гроба Господня, с дозволением
отслужить в Храме Гроба Господня молебен и освятить в Нем иконы и
благовония. Одному Богу известно почему тогда хранитель ключей Гроба
Господня дозволил войти священнику РПЦЗ в богослужебных одеждах в Гроб
Господень и отслужить молебен прямо у Кувуклии. Теперь, спустя 5 лет, это
событие в Храме Гроба Господня иначе, чем Божий промысел ужу назвать нельзя.
Господь позволил взять Миро от своего Гроба для того, чтобы оно вошло в
состав Мира, которое впервые за 100 лет на территории России было сварено
Канонической Церковью. Кроме ароматных веществ со святых мест и кроме
традиционно используемых при Мироварении растений Средиземноморья, Азии,
Африки и Америки, использовались и ароматные растения, произрастающие в
России - зверобой, цветы липы, кедр и некоторые другие ароматные растения.
Приготовленное Миро разлито в 12 сосудов и поставлены на стол вокруг сосуда
с преждеосвященным в РПЦЗ Миром. (Великая Среда Страстной Седмицы)
Самой большой проблемой в поисках веществ, используемых при Мироварении, как
не странно, был не поиск экзотических благовоний, а поиск обычного
виноградного вина. Оказалось, что все продаваемые вина имеют различные
консерванты и добавки, в частности, оксид серы. Неужели мироварение в
современных поместных церквах совершается с серой!? Чтобы исключить серу и
другие консерванты в составе Мира, пришлось использовать обычное домашнее
вино, приготовленное без всяких добавок из винограда, произрастающего в
России.
Епископ Серафим Ахтырский и Малороссийский во время молитвы в мироварном
помещении..
В Великий Четверг перед Литургией до чтения часов Миро (преждеосвященное и
новое) при колокольном звоне, в преднесении запрестольного креста, икон и
свечей было торжественно перенесено из мироварного помещения в храм на
жертвенник с пением тропаря Пятидесятницы: «Благословен еси Христе Боже
наш…». В виду временного отсутствия архиепископа Николая торжественное
перенесение Мира в храм на жертвенник возглавлял по благословению
Митрополита Филарета епископ Серафим Ахтырский и Малороссийский. Он же читал
молитвы на освящение нового Мира по перенесении его с Жертвенника на
Престол. Возможно, это тоже было промыслительно, ибо Преосвященный Серафим (Корабельский)
окормляет территорию Киевской Руси, которая в представлениях РПЦЗ составляет
единое целое с другими епархиями Русской Церкви так же, как это было в
Российской Империи. Это своеобразное свидетельство того, что ПРЦ/РПЦЗ не
разделяет единый православный народ на части и какие-либо автокефалии. Миро,
освященное на Курской земле, уже отправилось в Малороссию, Великороссию и
другие земли, которые раньше составляли Единую Российскую Империю. Однако не
все Миро, над которым трое суток читалось Евангелие, смогли вместить 12
сосудов. И не все преждеосвященное в РПЦЗ Миро было использовано. А это
означает, что сваренное, но еще не освященное Миро может быть освящено самим
Предстоятелем Церкви в сослужении со всем Архиерейским Собором и
присовокуплено к Миру, которое освящалось в Страстную Седмицу. Но это уже
как Богу будет угодно, а сейчас для каждого верующего человека Православной
Российской Церкви важно знать – Мироварение в России состоялось.
Источник.
О МѴРОВАРЕНІИ.
|
На главную |