На главную
|
08.05.2018
http://afanasiy.net/sviatytel-fylaret-voznesenskyi-hrystyanskaia-semia.-vzaymnye-otnoshenyia-muja-y-jeny-rodytelei-y-detei
ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ. ВЗАИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МУЖА И ЖЕНЫ, РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.
Святитель Филарет (Вознесенский).
Основная задача христианства – научить людей жить по воле Божией, дабы чрез
это привести их к вечному блаженству. Напрасно некоторые хотят свести
христианство только к узко-обособленной сфере религиозных переживаний. Нет,
христианство – жизнь, христианство – новая печать на всех жизненных
отношениях людей. И влияние его на жизнь бесспорно и несомненно для всякого
беспристрастного человека.Достаточно указать на то, что хотя в наше время
жизнь и поведение людей на земле далеко отошли от христианских идеалов,
однако же понятия и взгляды их сформировались по типу христианскому. У
лучших, искренних служителей науки и искусства труды и творения носят на
себе явно христианский отпечаток. О христианском браке Слово Божие говорит:
«будете два в плоть едину» (Мф. 19,5) – т. е. в нем двое составляют как бы
один организм, одну общую жизнь. Жена-христианка прежде всего думает о муже,
а потом уже о себе. Точно так же и муж сначала позаботиться о жене, а потом
уже о себе. И такой христианский супружеский союз Господь закрепил своим
Божественным словом: «еже убо Бог сочета, человек да не разлучает…» (Мф.
19,6).
И замечательно, что в таком христианском браке любовь мужа и жены имеет тот
же бескорыстный, самоотверженный характер, каким вообще отличается истинно
христианская любовь.
Но как тяжело бывает в наши дни видеть опрометчивое,
безрассудно-неосторожное и совершенно нехристианское отношение молодежи к
этому серьезнейшему вопросу! Постоянно приходиться наблюдать, как браки
заключаются теперь не по серьезному, глубокому проверенному чувству любви, а
по «влюбленности» – чувству несерьезному, неглубокому. Часто содержанием
такой влюбленности является – увы! – в сущности, только животная похоть,
только «волнение крови молодой» (а иногда и не молодой, да грязно-бурливой…)
И отсюда столь частое разочарование супругов друг в друге и безобразная
практика разводов.Да и кто же не знает, что в наши дни эти «влюбленности»
постоянно разрешаются в «гражданские браки», т.е. незаконные связи,
систематические нарушения седьмой заповеди, за которые Церковь отлучает от
принятия Святых Таин. А оканчивается все это сплошь и рядом трагически – не
только ссорами, но и преступлениями, убийствами и самоубийствами.
Христианский брак есть живая жизнь двух в единении. И с годами супружеская
любовь в нем только усиливается, становиться глубже, одухотвореннее.
Конечно, и в христианстве в эту супружескую любовь как известное слагаемое
входит любовь страстная, связанная со свойственной каждому человеку
естественной половой склонностью и чисто телесным влечением, тяготением его
к другому полу.Но в истинно христианском браке такая любовь страсти в
привязанность супругов входит, как мы сказали, только как слагаемое и
никогда не имеет такого значения и силы, как в нехристианских брачных
союзах. А в житиях святых мы видим, как супруги-христиане по обоюдному
согласию отказывались от половой жизни – то с самого начала брака, то после
рождения детей.И замечательно, что в таком браке, когда супруги-подвижники
живут «как брат и сестра», их взаимная любовь отличается особенною силою
привязанности, всеобъемлющей верности и взаимного уважения.Так христианство
освятило, возвысило и преобразило брачный союз.
Но в христианской семье, кроме мужа и жены, еще мыслятся дети и родители. И
на взаимные отношения тех и других христианство опять-таки накладывает свой
характерный отпечаток.
В каждой доброй семье непременно должна быть единая семейная жизнь. «Наше»,
общее всегда должно в ней стоять выше «моего», личного.Недаром все члены
семьи носят одну фамилию – общей, дружной жизнью должны они и жить.
Главою семьи обычно считается и должен быть муж. На нем, на его трудах
основывается благосостояние семьи. И эти труды – его первый долг. О тех, кто
не заботиться о своей семье, апостол Павел говорит кратко, но достаточно
вразумительно: «Если кто о своих и особенно о домашних не печется, тот
отрекся от веры и хуже неверно» (1 Тим. 5, 8).
Часто бывает в жизни, что родители, направляя детей на тот или иной
жизненный путь, поступают так наперекор их склонности и сердечному желанию.
Но еще хуже бывает, когда родители чересчур балуют детей, бывают слишком
снисходительны к ним и часто оставляют без присмотра. Отсюда может получится
уже великая нравственная порча ребенка, тем более, что, как мы видели, слово
Божие прямо повелевает родителям воспитывать и наставлять детей в законе
Господнем.
Дело воспитания детей, конечно, по преимуществу лежит на матери. И это
естественно, т.к. никто не близок так к душе и сердцу ребенка, как его мать
– недаром он именно к ней бежит с криком «Мама!», когда его обидели.И пред
матерью – великая задача: воспитать сына (или дочь) – верующим христианином,
добрым, отзывчивым, трудолюбивым, полезным работником Церкви и государства;
воспитать и словом, и примером, и лаской, и строгостью. И муж должен ценить
этот огромный воспитывающий труд жены.
Но не меньше, чем родители, должны помнить о своих обязанностях и дети. Всем
известна пятая заповедь закона Божия о почитании родителей.«Дели, - писал
апостол Павел, - повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует
справедливость» (Евр. 6, 1).
Но как часто теперь нарушается у нас пятая заповедь!Даже те дети, которые
убеждены, что они искренне и крепко любят своих детей, часто не слушают, а
значит и не почитают их. Любовь всегда связана с послушанием. А чем старше
становятся дети, тем – увы! – своевольнее становятся они, грубя родителям, в
лицо упрекая их в «отсталости» и уже ни во что не ставя их авторитет. Это ли
почтение к родителям? Ведь в Ветхом Завете было сказано прямо: «Кто
злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21,
17), а в Евангелии Спаситель, напоминая об этом законе, назвал его заповедью
Божией.А сколько известно из жизни ужасных примеров того, как Господь тяжело
(иногда – смертельно) карал оскорбителей отца или матери! Недаром
говориться: «молитва матери из воды и из огня спасает» и «Благословение
родителей утверждает дом чад», а, с другой стороны, кто не знает, какое
ужасное несчастие – навлечь на себя проклятии отца или матери…
Итак, в основном пятая заповедь говорит о почитании родителей. Но, конечно,
сюда относится и все заступающие их место для христианина: учителя,
воспитателя и т.д., а в особенности, конечно, представителей законной
власти, охраняющей порядок в государстве. Апостол Павел прямо повелевает
молиться «за царей и всех начальствующих» и во многих местах своих посланий
учит повиноваться властям. Еще важнее, конечно, для христианина почитание
духовных властей – пастырей церкви, в особенности же епископов, а также того
пастыря, который является его духовным отцом и отвечает перед Богом за его
душу.Апостол Павел говорит: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны,
ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр. 13,
17). А сам Господь Своим апостолам, а в их лице и пастырям Церкви, говорил:
«Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается…» (Лк. 10,
16).
Игумен Филарет. Конспект по Закону Божию для 6 класса Гимназий и Реальн.
Училищ. (По кн. «Христианская Жизнь» прот. Н. Вознесенского). Харбин 1936.
С. 62-67.
|
На главную |