На главную


25.05.2018
http://afanasiy.net/o.-serafym-rouz-ob-oranjereinom-podhode-k-pravoslavyiu-y-yspravlenyy-nepolnocennogo-krecshenyia


"ОБ ОРАНЖЕРЕЙНОМ ПОДХОДЕ» К ПРАВОСЛАВИЮ И ИСПРАВЛЕНИИ «НЕПОЛНОЦЕННОГО КРЕЩЕНИЯ".
О. Серафим (Роуз).



Из письма от 28.01/10.02.76 г.

Я писал и говорил с L. об этом оранжерейном подходе к Православию – исполненном сплетен и знания «что где происходит», когда на все всегда есть «правильный ответ», согласный с мнением «экспертов». Мне начинает казаться, что проблема в ней самой, а не в непосредственном влиянии отца Пантелеимона.

Например, она пришла в ужас оттого, что Т. был принят в Церковь [из римо-католичества] без крещения или миропомазания. Она утверждает, что «это – неправильно». Но мы ничего предосудительного в этом не видим; это должны решать священники и епископы, и это не наше (а, тем более, не ее) дело. Чин присоединения к Православию, через который был принят Т., был одобрен Церковью уже давно, исходя из правила икономии, и, скорее всего, в его случае это был самый лучший способ, потому что у Т. могли бы возникнуть сомнения на счет крещения. Снисхождение Церкви здесь продиктовано рассудительностью. Но L. хотела бы, чтоб кто-нибудь «прочитал владыке Антонию постановление собора» [о семъ вопросе]. Боже мой! Он был там, участвовал в составлении этого постановления, которое как раз и дает право епископу пользоваться икономией по его усмотрению! Нам очень не нравится такое отношение, потому что оно вносит никому не нужный безпорядок в церковную сферу. И если она теперь скажет Т., что он не является «истинным» членом Православной Церкви, то может причинить страшный вред его душе.

Другой пример: L. была очень рада, что Q. крестился [после того, как он уже был несколько лет членом Зарубежной Церкви]: «Наконец-то он сделал это правильно!» Нас это, наоборот, очень огорчило, потому что она, тем самым, проявила свою полную духовную незрелость, а те, кто это одобрили, – узкий фанатизм. Святой Василий Великий отказался крестить человека, который сомневался в истинности своего крещения, как раз потому, что тот уже много лет причащался, и тогда уже было поздно сомневаться, является ли он членом Церкви Христовой! В случае с нашими новообращенными ясно, что те из них, кто желает креститься, уже будучи членами Церкви, пытаются из чувства неполноценности получить то, что Таинства дать не могут: психологический уют, заглаждение их погрешностей, совершенных уже после обращения, чувство принадлежности к клубу тех, которые «правы», автоматическую духовную «правильность». Но такой поступок бросает тень на саму Церковь и ее служителей. Если священник или епископ, который принял этих людей, поступил неправильно (до такой степени, что надо полностью перекрещивать!), то создается тогда, как бы Церковъ внутри Церкви, клика, которая не в пример большинству священников и епископов «всегда права». И, конечно, на сегодняшний день это является нашей серьезной проблемой, которая в будущем только увеличится. Весьма трудно с зтим бороться, потому что они предлагают «ясный и простой» ответ на каждый вопрос, и наши страдающие неполноценностью неофиты находят в этом ответ на свои нужды[1].
_____________

Письма отца Серафима (Роуза). Типография преп. Иова Почаевского, Свято-Троицкий Монастырь, Джорданвилль, США, 2005. C. 173-174.

Оригинал на английском >>> (http://en.afanasiy.net/articles/father-seraphim-rose-on-the-hothouse-approach-to-orthodoxy-and-correcting-the-incomplete-baptism-letter-from-jan-28-feb-10-1976/)

[1] Нужно отметить, что спустя 23 года как о.Серафим написал эти строки, положение инославных церквей и модернистских Православных юрисдикций низошло до уровня, о котором автор не мог бы и помыслить и который привел бы его в ужас. По большому счету, Русская Зарубежная Церковь сегодня считает необходимым и приемлемым настаивать на использовании этой «экономии» и повышенной пастырской строгости во избежание печальных ситуаций дальнейшаго сожаления. Это, естественно, не имеет ничего общаго с сектантским и крайне легалистическим мышлением тех немногих, которые отрицают наличие благодати в новостильных юрисдикциях. – прим. англоязычного издателя.



На главную