На главную


20.05.2018
http://afanasiy.net/eretyky-lysyniata-v-vynogradnyke-gospodnem


ЕРЕТИКИ – ЛИСИНЯТА В ВИНОГРАДНИКЕ ГОСПОДНЕМ
Из трактата Святителя Амфилохия, епископа Иконийского "Против еретиков. О подложном подвижничестве".



Поверженный еретик Арий. Фреска XIV в., Сербия.

Из трактата Святителя Амфилохия, епископа Иконийского – «Против еретиков. О подложном подвижничестве» (CPG 3242; Contra haereticos: de falsa ascesi.).

Они не размышляют горним образом, у них отсутствует человеческое благородство, они не осмеливаются приблизиться к свету или вступить в беседу с рассудительным человеком, войти в христианский город как вожди других ересей, которые пытаются увлечь некоторых людей «философиею и пустым обольщением» (Кол. 2:8). Итак, используя свою врожденную смекалку, а также Писание, пытаются они к своим измышлениям привлечь простых людей, и тем самым их обмануть. Писание подобно лекарству, которое надлежащим образом применяемое лечит, однако убивает, если подается неверно или неумело. Поэтому справедливо называются они «лисинятами» (Песнь 2:15).

Итак, можно утверждать, что в других ересях есть некая мысль и умелость убеждения, которые возвышаются над некоторыми иными, более простыми, с помощью силлогизмов и софизмов; по-моему, именно их подразумевал пророк, когда говорил в молитве «избавил меня от врага моего сильного» (Пс. 17:18). Что же такого в «лисинятах», то есть в тех ересях, которые могли бы кого-то ввести в заблуждение? Нет в них рассудительности, нет в них силы, их учению недостает искренних высказываний, нет в них справедливости в отношении общественных дел, и они могут увлечь людей, нестойких в вере. В них есть только одно: обман, характерный для этих животных: когда входят они в виноградник, то есть находятся среди людей, то не действуют открыто, а исподтишка как воры, как лисицы. Когда ни замечают, что виноградарь удалился, смело приступают к плодам чужой работы и уничтожают их. Можно также признать, что о них говорит Писание, которое называет их не только «лисинятами», но также «мелкими вредителями виноградников» (Песнь 2:15). Они не могут увлечь ни одного человека крепкой и непоколебимой веры, утвержденной на камне, которым есть Христос; лишь кто-то, подобный плевелам, кто-то, кто «по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4:14) становится удаленным от церкви будто плевелы. Именно о них говорит Господь в Евангелиях: «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею» и т. д. (Мф. 18:6). Это значит, что не может быть обманут человек твердый и крепкий в вере, который держится Главы Церкви, то есть Христа. Несомненно, их подразумевал апостол, говоря «К сим принадлежат те, которые вкрадываются в дома и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2 Тим. 3:6-7).

Используя слово «вкрадываются», апостол указывает на гнездилище змея, соблазнившего первую женщину. Делается явным обман и ничтожность их характеров, а также убогость их учения и слабость тех, кто соблазняется. Он не говорит о мужчине, а лишь о низких женщинах, склонных ко лжи. Итак, учение этих еретиков сводится, в первую очередь, к полу, в общем, к женской стихии. Можно отметить, что в их собраниях увлекаются преимущественно женщины, которые следуют за чужими мужчинами и без сопротивления сожительствуют с ними, а о результатах таких действий «стыдно и говорить» (Еф. 5:12).

Перевод выполнен сотрудником ред.



На главную