На главную
 |

21.04.2021
ПСАЛТИРЬ.
Послѣдовательное изъясненіе славянского текста
(Тула 1904-1908). Н.И. Троицкiй.

Псалтирь. Послѣдовательное изъясненіе славянского текста. Составилъ Н.
Ив. Троицкiй. Выпускъ 1-й (Тула 1904); Выпускъ 2-й (Тула 1907); Выпускъ 3-й
(Тула 1908).
Книга полностью выложена на сайте Тульской областной научной библиотеки >>>
(PDF)
Понятіе о Псалтири.
Изъ числа священно-учительныхъ книгъ Ветхаго Завѣта вторая называется
Псалтирь.
Славянское названіе ея – Псалтирь есть почти точное переложеніе греческаго
слова ψαλτήριον, служившаго названіемъ одного изъ струпныхъ музыкальныхъ
инструментовъ (въ родѣ арфы), который употреблялся пѣвцомъ какъ свѣтскихъ
пѣсенъ, такъ и религіозныхъ пѣсней. Отсюда и названіе Псалтирь значитъ,
собственно, пѣвница. Такое же названіе усвоено и книгѣ, въ которой
содержатся пѣсни, составленныя священными пѣвцами и воспѣвавшіяся левитами
при богослуженіи ветхозавѣтной церкви іудейской, особенно въ Іерусалимскомъ
храмѣ; причемъ пѣвцы-левиты употребляли и самый инструментъ – псалтирь.
Каждая такая пѣснь носитъ свое греческое названіе псаломъ, ψαλμός, что и
значитъ – пѣснь, религіозная по и реимуществу.
Всѣ псалмы составлены писателями ихъ подъ вліяніемъ вдохновенія отъ Духа
Божія, а посему и все содержаніе Псалтири, въ полномъ ея составѣ,
боговдохновенное.
Какъ выраженіе божественнаго вдохновенія, псалмы имѣютъ и форму
высокопоэтическую – лирическую и отчасти драмматическую.
По своему содержанію, псалмы суть священно-поэтическое выраженіе
благоговѣйнаго, молитвеннаго настроенія боговдохновенныхъ лицъ въ разныя
времена и при разныхъ обстоятельствахъ ихъ личной или общественной жизни.
Такъ какъ обстоятельства жизни псалмопѣвцевъ-писателей, въ разныя времена,
были различны, то содержаніе каждаго псалма, составленнаго и воспѣтаго по
поводу какого-либо обстоятельства, имѣетъ свои особенности, именно: один
содержатъ молитвенное призываніе Бога на помощь, другіе – благодареніе и
прославленіе Его за оказанныя Имъ милости, нѣкоторые – священный восторгъ
при созерцаніи дѣйствій промысла Божія въ мірѣ и жизни человѣка и въ исторіи
Израиля, какъ народа Божія по особенному избранію. Иногда составители
псалмовъ, выражая свое душевное состояніе, при созерцаніи отдаленнаго
будущаго, произносили, вмѣстѣ съ тѣмъ, и пророчество о будущемъ благодатномъ
царствѣ Божіемъ и о божественномъ Лицѣ его Основателя – Мессіи или Іисуса
Христа. Отсюда, по содержанію, псалмы раздѣляются на молитвенные, и точнѣе –
просительные, благодарственные, хвалебные, – учительные, историческіе и
пророческіе или мессіанскіе.
Всѣхъ псалмовъ сто пятьдесятъ.
По надписапію псалмовъ и по свидѣтельству историческихъ книгъ Ветхаго и
Новаго завѣта, несомнѣнно, что большая часть Псалтири принадлежитъ Давиду –
царю и пророку народа Еврейскаго. Поэтому она иногда насыпается «Псалтирь
царя Давида». Кромѣ него, нѣкоторые псалмы принадлежатъ Асафу, который былъ
составителемъ и вмѣстѣ пѣвцомъ псалмовъ, нѣкоторые – Эману и Эѳаму –
левитамъ, сынамъ Корневымъ (потомкамъ злосчастнаго Корея – современника
Моѵсеева), нѣкоторые – Моѵсею, Соломону, Іереміи и др. пророкамъ.
Такъ какъ содержаніе Псалтири выражаетъ возвышеннѣйшее настроеніе
человѣческаго духа и молитвенное обращеніе его къ Богу, то эта священная
книга, съ самыхъ раннихъ поръ и во всѣ времена церкви Іудейской, а потомъ
Христіанской, служила и будетъ служить, для всѣхъ, истинно вѣрующихъ,
лучшимъ руководствомъ въ молитвѣ. Поэтому она постоянно и преимущественно
употребляется какъ при общественномъ (церковномъ) православномъ богослуженіи,
такъ и въ домашней молитвѣ. Кромѣ того, она служитъ неисчерпаемымъ
источникомъ для нравственнаго назиданія, посредствомъ пастырской проповѣди.
Псалтирь всегда имѣла важное значеніе въ жизни, въ школѣ и литературѣ
православнаго русскаго народа и другихъ народовъ. Ее изучали на память и
постояно имѣли при себѣ Русскіе Великіе Князья – Владиміръ Мономахъ и
Димитрій Донской, и др. Царь Іоаннъ Грозный, и др. Императоръ Александръ
Благословенный и др. Она служила и доселѣ служитъ первою книгой для чтенія
въ начальныхъ школахъ. Наконецъ, христіанскіе поэты всѣхъ вѣковъ и странъ,
вдохновляясь содержаніемъ псалмовъ, перелагали его въ стихотворной формѣ, –
потому что оно служитъ источникомъ возвышеннѣйшихъ чувствъ: священнаго
восторга, религіознаго умиленія, святой радости, безпредѣльной любви къ Богу
и т. п.
|

На
главную |