На главную
 |

27.04.2019
http://afanasiy.net/nachalo-pashalnoi-zautreny-pryydyte-pryymyte-svet-ot-sveta-nevechernego-drevniaia-cerkovnaia-styhyra
«ПРИИДИТЕ, ПРИИМИТЕ СВЕТ ОТ НЕВЕЧЕРНЕГО
СВЕТА…»
Древняя стихира начала пасхальной заутрени.

Согласно древнехристианской традиции, принятой и южными славянами,
богослужение Пасхи начинается с раздачи света. Прежде в храме гасятся все
свечи и лампады. Из алтаря выходит предстоящий с зажженным от лампады на Св.
Престоле трикирием и дикирием (священник с пасхальным трехсвечником), и, с
пением стихиры: «Приидите, приимите свет / от невечернего света / и
прославьте Христа, / воскресшего из мертвых», раздает как благословение
огонь всем приходящим и зажигающим от него свои свечи, от чего храм
наполняется светом. Потом, как обычно, при пении «Воскресение Твое Христе
Спасе», все выходят из храма.
Святитель Григорий Нисский в своем слове «О Воскресении Иисуса Христа»,
указывая, что тот, кто последовал за апостолом Петром в ту ночь, поверил в
Воскресение, ибо Гроб Господень залился Светом, который был ощутим как
духовно, так и физически: «Увидев, бывщие с Петром уверовали…, ибо Гроб был
полон Света, так что хотя и ночь еще была, однако двумя образами видели то,
что внутри – чувственно и духовно».
Прп. Иоанн Дамаскин также подчеркивает, что апостол Петр изумился, увидев
Свет во Гробе Господнем: «Скорый Петр предста ко Гробу и, свет зря во гробе,
ужасашеся» (Октоих, воскресный седален, глас 8). В своем творении «Слово на
Великую Субботу» он также указывает, что Свет, воссиявший на Гробе Господнем
в ту ночь, был Светом Нетварным Божественного Создателя, как во время
Преображения Христа на горе Фавор. Прп. Иоанн пишет: «Ведь божественный
Моисей говорит нам так: нарече Бог свет день, а тму нарече нощь (Быт. 1, 5).
А когда Господь повешен был на святом кресте, тма бысть по всей земли (Мф.
27, 45), не потому, чтобы нашло облако и закрыло луч солнечный, и не потому,
чтобы лунное тело, как некая преграда, затеняло солнце и не допустило
достигнуть до нас сиянию (ибо так объясняются солнечные затмения людьми,
знающими это дело): но вся земля была объята тьмою, гораздо мрачнейшею той
осязаемой тьмы, которою поражен был Египет, потому-что в самом солнечном
теле не стало светоносной, лучи испускающей силы; ибо надлежало, чтобы
телесную смерть Творца оплакала вся тварь. Посему и Пророк говорит: зайдет
солнце в полудне, и померкнет на земли в день свет (Амос. 8, 9); и другой
опять: в день он не будет свет, и не день и не нощь, и при вечере будет свет
(Зах. 14, 6-7). Во время сего-то мрака божественная и всесвятая душа
Господня, отделившись отъ священного и животворного тела, находилась в
сердце земли, и это время считается за одну ночь. Потом, после тьмы, Творец
снова восстановляет день, и солнце возвращается к своему обычному состоянию;
– посему и Пророк предсказал, что будет свет пред вечером. Затем была ночь
пред субботою, потом – самая суббота, далее – ночь пред единою от суббот, и
самый, наконец, лучезарный и светоносный день святого Воскресения, день, в
который телесно произшел из гроба свет несотворенный, как жених, блистающий
красотою воскресения» («Христианское чтение». 1845. Ч. II. С. 42-87.).
Свет, наполняющий Гробницу Иисуса Христа в час Его Славного Воскресения, –
это Нетварный Свет Нетварного Бога Троицы.
Святитель Епифаний, епископ Кипрский так в своем «Слове на Великую Субботу»
поучает о том, что через Воскресение из мертвых Иисуса Богочеловека
«воссияло спасение», именно воссияло как солнце: «Бог, солнце, Христос зашел
под землю, и оставил Иудеев во всегдашнем мраке. Ныне воссияло спасение
живущим на земли, и находившимся отъ века в преисподней; ныне воссияло
спасение миру видимому и невидимому; сугубое днесь пришествие Христово,
сугубое строительство, сугубое человеколюбие, сугубое низхождение, а вместе
и снисхождение, сугубое посещение человеков: Бог приходит с неба на землю, а
с земли в преисподнюю; врата адовы отверзаются: усопшие от века, радуйтесь,
и седящие во тьме и сени смертной, приимите свет велий! Владыка среди рабов,
Бог среди мертвых, Жизнь среди смертных; Невинный с повинными, невечерний
Свет – с седящими во тьме и сени смертней!». Богочеловек сходит в
преисподнюю где, «пророки и все праведники непрестанно молили оттуда
Господа, чтобы избавил их от скорбей и вечно-мрачной ночи» («Христианское
чтение». 1846. Ч. II. С. 27-50.)

Здесь следует сказать о «неусыпаемом» светильнике, или «неусыпаемой» лампаде
Святого Гроба, которая впервые зажглась в 326 г., когда был обнаружен Гроб
Христов, и с тех пор не гаснет на протяжении 17 столетий. Древнейшим
свидетельством о «неусыпаемой» лампаде является историческое повествование
паломницы Этерии, которая посетила Святой Гроб Господень в 381-384 годах.
Вот как путешественница родом из Испании описывает Вечерню у Гроба Христова:
«В десятый час (что зовется здесь «Лихникон», а мы называем Вечерня) великое
множество людей собралось в Храме Воскресения, все факелы и свечи зажжены,
что дает необычайный Свет. Однако Свет приносится не извне, а из пещеры,
из-за завесы, где денно и нощно горит «неусыпаемая» лампада».
По словам нашего паломника ХII века, архиепископа новгородского Антония, в
его время в Константинополе в воскресенской церкви было особое место «идеже
свеща возжигается на великий день». «Из этих слов паломника, замечает
Савваитов, видно, что и в цареградском храме Воскресения Господня «на
великий день» совершался особенный обряд возжения огня» (Путешествие
Новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12-го столетия. Изд.
П. И. Савваитова. Спб. 1872. С. 151.).
Вне сомнения, что обряд был принесен к нам из Иерусалима, как и другие
пасхальные обряды, например вынос креста в великую пятницу после чтения 5-го
евангелия, обхождение вокруг престола с каждением и пением «Воскресение Твое
Христе Спасе» в начале пасхальной утрени, неизвестные нашему уставу.
Святогробский типикон 1122 г. в последовании страстей Господа нашего Иисуса
Христа, говорит: «Патриарх с архидиаконом входят в ангельское победное,
сзади Святаго Краниевого места, берет честный крест оттуда и несет его
привязанным на плечах своих. Архидиакон обвязывает орарем выю его и влечет
его во святую темницу и остается в ней патриарх» (А. А. Дмитриевский.
Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц в св. Иерусалиме по уставу IX-X
века. Казань 1894. С. 145).
Вот начало первому из этих обрядов. Начало второму – в троекратном
обхождении кувуклии с каждением и пением нарочитых псалмов, сохранившееся и
в современном обряде св. огня.
Чин Благодатного огня более близкий к нашему времени можно найти, к примеру,
в труде профессора Киевской Духовной Академии А. А. Дмитриевского «Благодать
Святого огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу» (Благодать
Святого огня» на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. Спб. 1908.).
Он же, кстати, говорит о распространенной в его время практике: «... доселе
во всех храмах православного Востока в пасхальную заутреню, перед началом
ее, совершается настоятелем храма раздача молящимся огня, который
возжигается от неугасимой лампады за святым престолом. Настоятель,
облаченный в светлые ризы, становится в царских дверях с пением стиха: «Приидите,
приимите свет от невечерняго Света и прославите Бога, воскресшаго из
мертвых» – и, держа зажженную свечу, а архиерей – дикирий, приглашает
молящихся возжигать от его огня свои свечи» (Там же. С. 5-6.). Существование
этого обряда, совершавшегося при пении указанного стиха, подтверждает и
архимандрит Каллист Милиара (Ἱστορικὴ μελέτη περὶ τοῦ ἁγίου φωτός. // Νέα
Σιών. 62 (1967), σ. 207-240.).
Также на Западе известный с IV в. обряд зажигания пасхальной свечи (пасхала).
Первоначально он зажигался от освящённого огня, при его свете произносился
гимн провозглашения Пасхи (Exsultet), позднее стал освящаться во время пения
Exsultet. Пасхал остается рядом с алтарем на протяжении всего Пасхального
времени и зажигается на время богослужений (вначале его гасили после
Евангелия на мессе Вознесения, но после реформ Второго Ватиканского собора,
он продолжает использоваться вплоть до Пятидесятницы).
__________________
Сост. Ред.
«Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № 7 (11) – 1 апреля (2018).
С. 4-10.

|
На главную |