На главную


15.04.2019
http://afanasiy.net/nujno-ly-novomu-duhovnyku-yspove-dyvat-grehy-otkrytye-prejnemu-duhovnomu-otcu-y-ym-razreshennye-razsujdenie-pokoinago-o-arhymandryta-pavla-prusskago


НУЖНО-ЛИ НОВОМУ ДУХОВНИКУ ИСПОВѢДЫВАТЬ ГРѢХИ, ОТКРЫТЫЕ ПРЕЖНЕМУ ДУХОВНОМУ ОТЦУ И ИМЪ РАЗРѢШЕННЫЕ?
Разсужденіе покойнаго о. архимандрита Павла Прусскаго.




Исповедь. Худож. Б. Д. Клементьев. 1997 г.


Означенный вопросъ нерѣдко предлагаютъ приходящіе къ исповѣди своимъ отцамъ духовнымъ: «а что, батюшка, нужно мнѣ исповѣдываться въ тѣхъ грѣхахъ, которые я раньше исповѣдывалъ прежнему своему о. духовному». Этотъ вопросъ ставитъ многихъ о.о. духовниковъ въ затрудненіе: не принять на исповѣдь эти грѣхи – не удовлетворить, значитъ, совѣсти кающагося, а принять на исповѣдь, значитъ, считать прежнюю исповѣдь и прежнее разрѣшеніе неполными и несильными.

Сь этимъ вопросомъ и къ покойному о. архимандриту Павлу обращались за разъясненіемъ, и одному лицу онъ далъ довольно подробное и интересное сужденіе по этому весьма важному вопросу.

«Вы, – писалъ онъ, – спрашиваете меня: если у кого умреть отецъ духовный, или по другому какому необходимому случаю пойдетъ кто къ другому отцу духовному то нужно-ли неотмѣнно ему снова всѣ грѣхи свои сказывать новому духовнику, или нѣтъ?

Въ правилахъ св. отецъ о томъ, чтобы вторично для разрѣшенія всѣ грѣхи сказывать новому духовнику, того не обрѣтается, а во св. Евангеліи о семъ писано сице: Господь нашъ Іисусъ Христосъ, дунувъ на св. Своихъ учениковъ и апостоловъ по воскресеніи, сказалъ: пріидите Духъ Святъ. Имже отпустите грѣхи, отпустятся имъ, и имже держите держатся (Іоан., зач. 65) и паки: еже аще разрѣшите на земли, будетъ разрѣшено на небеса (Матѳ., зач. 67).

Изъ сихъ словъ Спасителя явственно доказывается, что грѣхи въ таинствѣ исповѣди порученными отъ Христа лицами – отпускаются отъ Христа Духомъ Святымъ. Пріидите Духъ Святъ... пріимите навсегда, а не на время только жизни священника, которому кающійся исповѣдуется: священникъ умретъ, а отпущеніе грѣховъ, имъ содѣланное, уже совершилось на небеси, и грѣхи на разрѣшеннаго паки не возвращаются. Если же грѣхи со смертію духовника на каявшагося въ нихъ не возвращаются, то для чего же можетъ явиться нужда отъ новаго отца духовнаго испрашивать вторичное разрѣшеніе во грѣхахъ, уже разрѣшенныхъ? Не будетъ-ли это невѣріемъ разрѣшенію перваго духовника?

И если ему не нужно вторичное разрѣшеніе, то и нѣтъ необходимости новому духовнику всѣ грѣхи, исповѣдаввые первому духовнику, вторично исповѣдывать.

Можетъ случиться каявшемуся идти къ третьему, и ти четвертому и т. д. отцу духовному, и если онъ къ этимъ духовникамъ понесетъ прежде исповѣданные грѣхи, то, значитъ, онъ будетъ распространять свое невѣріе, въ силу разрѣшенія и на второго и на третьяго и т. д. духовниковъ, а такое невѣріе будетъ вопреки слову Божію: еже разрѣшите на земли, будетъ разрѣшено на небеси.

Итакъ, мы, основываясь на словахъ св. Евангелія, должны имѣть твердую вѣру въ таинство покаянія: что отъ отцовъ духовныхъ, пріемшихъ чрезъ апостоловъ отъ Христа власть, разрѣшенныя ими намъ согрѣшенія полагать разрѣшенными и на небеси – не упраздняется ни смертію духовника, не прекращается переходомъ къ другому духовнику. Но тѣ грѣхи, въ которыхъ кающійся не получилъ отъ перваго отца своего духовнаго разрѣшенія, неотмѣвно новому духовнику исповѣдать. И если получилъ разрѣшеніе, но не чистосердечно исиовѣдывался, т. е. не положилъ твердаго намѣренія отъ тѣхъ грѣховъ отступить, но при нихъ остался и тако Св. Таинъ причащался, таковому надо и положить твердое намѣреніе впредь грѣха такого но дѣлать, и новому духовному отцу о томъ исповѣдывать: что онъ раскаивался не чистосердечно, силы воли или твердаго намѣренія не имѣлъ къ исправленію, ибо истинное покаяніе то и есть, еже имѣти намѣреніе со всею силою воли впредь сохраниться отъ грѣха.

Если новый отецъ духовный искусенъ въ разсужденіи, то не худо ему сказать первые грѣхи, но токмо для совѣсти и наставленія, какъ отъ нихъ лучше поберечься, чтобы въ оные грѣхи паки не впасть, но не для разрѣшенія. И это не обязательно, а только для пользы и совѣта.

Итакъ, возлюбленнѣйшій, что я могъ, то тебѣ написалъ, а если въ чемъ тебя Богъ вразумилъ согласнѣе со св. Евангеліемъ, тому и я послѣдовать согласенъ, да будетъ паче всего Божіе, а не наше разсужденіе»[1].

Иные духовные дѣти просятъ также наложить епитимію за тѣ грѣхи, которые они ранѣе исповѣдывали другому отцу духовному и за которые не получили епитиміи. Это бываетъ часто съ людьми престарѣлыми, когда ихъ смущаютъ «грѣхи юности и невѣдѣнія». Какъ поступить отцу духовному? Накладывать епитимію за грѣхи, отпущенные прежними духовниками, новый духовникъ какъ бы не вправѣ: грѣхи разрѣшены и разрѣшеніе это, по силѣ разсужденія покойнаго о. архимандрита, «содѣлано на небеси»; не накладывать епитиміи, въ виду просьбы смущающагося грѣхомъ исповѣдника, — значитъ оставить его безъ удовлетворенія, съ совѣстію смущенною, съ тяготою духовною. Можно бы, казалось, не придавая характера епитиміи, предложить смущенному прежними грѣхами исповѣднику благочестивыя упражненія, какъ то: чтеніе слова Божія, постъ, милостыню, молитву въ особенные часы; но будетъ-ли это наложеніе благочестивыхъ упражненій соотвѣтствовать дѣлу? Вѣдь кающійся на данныя ему благочестивыя упражненія все же будетъ смотрѣть, какъ на епитимію?

У св. Василія Великаго въ «правилахъ» есть мѣсто, гдѣ говорится, что «грѣхъ прощеннымъ почитается, когда возродится смертельная ненависть къ нему».

У человѣка престарѣлаго весьма часта именно эта смертельная ненависть къ грѣхамъ содѣланнымъ въ юности, онъ ихъ съ омерзеніемъ вспоминаетъ, и это омерзеніе даетъ ему поводъ просить епитимію себѣ, хотя грѣхи уже были отпущены и дѣйствительно прощены. Какъ духовному отцу удовлетворить такого человѣка?

_________________
«Холмско-Варшавскій Епархіальный Вѣстникъ». 1903. № 9. Отд. 2. С. 116-117.

[1] Первончально опубл. в Свящ. В. О-въ. «Московскія Церковныя Вѣдомости».1902. № 10. – ред.

***

Правилами церковными запрещается отъ одного духовника переходить къ другому, безъ особенныхъ, уважительныхъ причинъ, а тѣмъ болѣе, когда прежнимъ духовникомъ наложена епитимія, или отлученіе отъ св. таинъ. Въ такомъ случаѣ виновному, прибѣгающему къ другому духовнику, чтобы обманомъ освободиться отъ епитиміи и получить разрѣшеніе, правила повелѣваютъ еще болѣе продолжить епитимію (Апост. прав. 12. 15. 32. I Вселен. соб. пр. 5).

Преосвященнѣйшій Іоаннъ (Соколовъ), Еп. Смоленскій. Обзоръ церковныхъ постановленій о причащеніи и покаяніи. // «Православный Собесѣдникъ». 1859. № 4. С. 379.


На главную