На главную


10.04.2018
http://afanasiy.net/protopresvyter-myhayl-pomazanskyi-sorok-dnei-s-voskresshym


СОРОК ДНЕЙ С ВОСКРЕСШИМ
Протопресвитер Михаил Помазанский.



В субботу великого покоя апостола все могло казаться погибшим: не оправдалась их вера, отнята их любовь. Убита правда в мире, и этим стерты все побуждения к добру.

Но ВОСКРЕС ХРИСТОС. И торжествует ликуя вера апостолов и мироносиц, и любовь радуется И нет смерти, и открыта и ясна дорога, ведущая к вечной жизни с Воскресшим Господом.

По воскесении – явления Господа ученикам. О них повествуют Евангелия и послания апостолов и книга Деяний, где сказано: «Господь явил Себя живым по страдании Своем со многими верными знамениями, в продолжение сорока дней являясь и говоря о Царствии Божием».

Из чтения писаний апостольских ясно, что для апостолов событие воскресения Господня стало в центре всех их мыслей, всей проповеди, всего учения, от него идут прямые линии ко всем тайнам Царствия Божия. Само слово ВОСКРЕСЕНИЕ приводит в радость и входит в самые приветствия апостолов, им начинаются обращения их в посланиях; истина воскресения в основе их призывов к иудеям и язычникам; воскресением осмысливается вся жизнь в учении апостолов.

Твердость и убедительность звучит в словах: «И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем мiру». Видели воскресение, видели славу, видели победу. Так говорит ближайший и любимый Христов ученик Иоанн (Ин. 1, 14; I Ин. 4, 14) и еще и еще повторяет, убеждает, подтверждает: «Что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове Жизни, – ибо Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную Жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом. Сие пишет вам, чтобы радость ваша была совершенна» (I Ин. 1, 1-4).

***

Со всей отчетливостью и полнотой эта центральность истины воскресения неизменно сохраняется в Православии.

Увидев Господа в первый день по воскресении, ученики чувствовали себя в течение всех сорока дней до Его вознесения неразлучными с Ним, и радость этого духовного ощущения побеждала всякие другие их желания, заботы, вопросы. Это им предсказывал Господь, утешая перед Своими страданиями в прощальной беседе: «Вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваши, и радости вашей никто не отнимет от вас. И в тот день вы не спросите Меня ни о чем» (Ин. 16, 22-23). Это было духовное пиршество, да и не только духовное: Господь, являясь среди учеников, преломлял с ними хлеб, вкушал с ними.

В эти дни Господь говорил ученикам о Царствии Божием. Сообщенные в эти дни истины Царствия Божия были более глубоки, чем те, которые открыты до крестных страданий. Но теперь для апостолов это были светлые тайны, прозрачные глубины. Таинственные и непостижимые, они был легки для принятия, по обетованию Господа в той же прощальной беседе: «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце». О глубине этих таин пишет апостол Петр христианам: «Проповедано вам…, во что желают приникнуть ангелы» (I Петр, 1, 12). После вознесения Господня и сошествия Святого Духа апостолы раскрывают христианам «домостроительство тайны», до тех пор неведомой «начальствам и властям на небесах», «сокрывавщейся от вечности в Боге», соделавшейся известной на небесах чрез Церковь (Ефес. 3, 9-10). От апостолов эти тайны стали достоянием и земной Церкви, вошли в ее вероучение. Потому говорит от имени апостолов тогда еще не знавший Итсуса, но после просвещенный явлением ему самому Господа, младший из апостолов Павел: «Кто познал ум Господень, чтобы судтть его? А мы имеем ум Христов» (I Кор. 2, 16).

Господь, сказав в прощальной беседе о дне воскресения Своего: «в тот день вы не спросите Меня ни о чем», продолжал: «о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите – и получите, чтобы радость ваша была совершенна». И апостолы стали жить этой уверенностмы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную Жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы виделиью, внушать и доказывать ее уверовавшим во Христа. «Что ни попросим, получим от Него», пишет апостол Иоанн в своем первом послании, и потом снова: «вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что когда просим чего по воле Его, Он слушает нас». То же и в послании апостола Иакова: «если у кого недостает мудрости, да просит у Бога, дающего просто и без упреков, и дастся ему, но да просит с верой».

***

После святых сорока дней Своих явлений Господь вознесся на небеса. И мысль апостолов от истины воскресения Христова и попутно с нею устремляются к другой истине, наиболее тесно с ней связанной – к истине всеобщего воскресения. Христос – первенец из мертвых. «Воскресивший Христа из мертвых оживит и наши смертные тела». Нужно жить для жизни вечной. На небесах хранится наследство нетленное, чистое, неувядаемое для живущих по вере во Христа. Только нужно быть достойным его.

И эта мысль есть мысль всех христиан. Каждому из нас нужно жить для вечной жизни. Праздничные переживания пасхальных дней уверяют нас, что радости христианские выше всех радостей. Но сами они лишь тень небесных радостей. Светлого пути к этим радостям пусть не закроют для нас временные и суетные земные наслаждения.

Прот. Михаил Помазанский. О жизни, о вере, о Церкви. Сборник статьей (1946-1976). Вып. 1. Джорданвиль, 1976. С. 286-288.



На главную