На главную
|
30.04.2018
http://afanasiy.net/svoboda-y-narodnye-ydealy.-yz-rechy-arhymandryta-fedora-pozdeevskogo-pry-otkrytyy-tambovskogo-soiuza-russkyh-liudei
СВОБОДА И НАРОДНЫЕ ИДЕАЛЫ
Из речи архимандрита Федора (Поздеевского) при
открытии Тамбовского союза русских людей.
«На Руси. Душа народа». Картина Михаила Нестерова (1915-1916)
Священномученик Феодор (Поздеевский) был организатором и
первым председателем Тамбовского Серафимовского (в честь прп. Серафима
Саровского) Союза Русских Людей – одной из самых крупных и наиболее активных
региональных право-монархических организаций. – Ред.
Теперь в дни различных свобод, дарованных русскому обществу, в дни, когда
шумно празднуется это торжество свободы, а на ряду с этим обильнее льются
слезы и кровь братняя и слышатся стоны и проклятия, нам, служителям Слова
Божия, хочется тоже говорить о свободе, хочется напомнить о свободе без этих
печальных явлений, а о свободе мира и любви, о свободе не частных только
явлений жизни (слова, печати и т.п.), а о свободе всей жизни человеческой во
всем многообразии ее проявлений. Голос совести и христианского долга
побуждает нас вспомнить слова Спасителя нашего, сказанные Им некогда
уверовавшим Иудеям и конечно имеющие свою силу и значение и для нас, званных
ко Христу. Вот этим-то уверовавшим Иудеям Господь и говорил: "если Вы будете
верны Моему слову, то поистине будете Моими учениками и Вы познаете истину и
истина сделает Вас свободными. И если Сын (Божий) свободит Вас, то поистине
будете свободны" (Ин.8,31,32,36). Так, значит, все званные ко Христу давно
уже призваны и к свободе и должны бы быть уже свободными; но только под тем
условием могут быть свободными, если будут неизменно верны учению Господа, в
котором открыта высшая правда и истина: и о нас самих, и о нашей жизни, и о
мире, и о Боге и о всем происходящем с нами.
Итак, свобода в истине, а истина для всякого человека открыта в учении
Христовом. Учение же Христово, мы скажем далее, есть учение наипаче о любви
живой и сильной, о любви не словом и языком только, а самым делом.
Сам же Господь говорит, что тогда только признают во всех верующих в Него
истинных учеников Его, когда они будут иметь любовь между собой.
Итак, скажем теперь короче: свобода, полная и совершенная свобода, для
человека только в полной и совершенной любви по образу любви Христовой. Не
даром же один из великих и блаженных древних учителей Церкви, долго искавший
истину и свободу в различных философских учениях и нашедший их только в
христианстве, сказал прямо: "научись любить, а потом делай что угодно" (бл.
Августин). Значит, любовь только может дать человеку полную свободу во всей
его жизни и не потребуется тут никаких стеснений и ограничений, ибо не будет
тут нарушено право другого, не произведено будет в жизни тех прискорбных
событий, которые видим теперь при свободе.
И вот странным и обидным может казаться при живом христианском настроении
то, что свобода – священный и законный долг каждого, призванного ко Христу,
является еще и доселе камнем преткновения и соблазна, знаменем пререкания и
вражды. Ведется какая-то странная и неестественная борьба за право свободы,
когда кажется, что никто не похищал у людей да и не может похитить прав
любви живой и самоотверженной, права восприять истину Христову целиком,
познать, что есть истинное благо и в этом самом обрести полную свободу и
слова и действий, желаний и помышлений. Если же в эту область законной
свободы и долга свободной любви врывалось всегда и теперь еще врывается
внешнее ограничение и самая свобода стала каким-то утерянным правом, то ясно
отсюда, что жизни наша утеряла нравственное начало любви, мы отступили от
истины и потому не умеем любить и быть свободными.
А ведь если и говорим мы о любви и свободе, если во имя любви якобы
происходит и все совершающееся теперь, то вопрос: носят ли эта любовь и
свобода на себе печать духа Христова, который только один дышит полнотой
свободы? Ведь жизнь человеческая давно уже обратилась в борьбу своеволий, в
борьбу за права и преимущества, в борьбу за внешние блага жизни; это говорят
и ученые люди. Ведь давно уже люди живут собственно не в единстве и
единодушии, а только совместно друг с другом, сторонясь и опасаясь друг
друга, и давно уже нравственное начало жизни и прочная внутренняя
нравственная связь между ними заменилась внешней и хрупкой связью разных
прав и предписаний, ограничивающих полную свободу или, вернее, личный полный
произвол.
Не будем вдаваться в этот трудный вопрос о правовом порядке государственной
жизни и о тех разных идеалах жизни и понятиях блага, на которых строится ход
исторической жизни человека. Мысль наша невольно обращается туда, где
кажется можно искать некоторого просвета для решения вопроса о том, каким
идеалом и каким порядком жизни: – нравственным или правовым только, – хотел
бы жить наш Русский народ и чего он хотел искать по преимуществу в жизни.
Вдали веков, на заре нашей исторической жизни, встает перед нашим взором
величавая фигура князя-богатыря Владимира, В. князя стольного града Киева.
Не захотел князь Владимир – Красное Солнышко – жить по совести и закону
языческому, не захотел, чтобы и народ его жил по этой безбожной языческой
совести и по этой же совести, терпимой ко всяким преступлениям, строилась
Русь в особое государство. Не захотел он, чтобы жизнь его самого и его
народа строилась и по совести еретической - латинской, где гордость и
превозношение, внешний закон и право рабскими узами страха связывали самую
совесть человеческую и всю его жизнь. А захотел кн. Владимир, чтобы жить ему
самому и его народу по совести христианской, по духу любви Христовой, по
вере во Христа с его смирением и кротостью, с Его святостью и чистотой. И
заблистал в Киеве крест Господень, зародилась тут Русь Святая и воссиял там
для целой Руси и теперь еще сияет сонм Святителей, преподобных и
чудотворцев. Мы можем видеть из истории, как эта совесть христианская и
вера, воспринятые русским народом 1000 лет тому назад, как Христовы заветы
любви и смирения, кротости и терпения, всегда просвечивали в исторической
жизни русского народа. Можем видеть, как эта вера Христова – православная –
вошла в нашу государственную жизнь и строила ее, и созидала, и охраняла, и
спасала во все времена тяжелые и гибельные для государства. С первых же дней
своей исторической жизни христианской судился и управлялся народ русский
судом и "правдой" Христовой, а не мирской; и были для него пастыри христовы
как бы голосом Божией правды, а храмы Христовы были излюбленной святыней
души народной – русской. Вся жизнь народная стягивалась, объединялась и
крепла около этих храмов, под руководством пастырей Христовых, вещавших
народу правду и истину Божию. Излишне подробно говорить о том, какую великую
службу в судьбах нашего государства сослужили наши святители (Алексей,
Филипп, Гермоген и др.), наши монастыри и наши православные святыни. Все
знают, конечно, как много чудесной помощи явлено было милостью Божией нашему
отечеству заступлением Божией Матери и святых наших – русских и вселенских.
Всем известно, что где воссиявали наши монастыри, там скоро возникали и
города, а стольные грады наши: Киев, Владимир и Москва преизобилуют
святынями и доселе. Всегда в судьбах нашего отечества нераздельно жили и шли
вместе и вера Христова православная и внешний рост и устроение государства.
Вера Христова, как душа в теле, поддерживала и укрепляла тело целого
государства Российского. И возлюбил народ русский веру Христову и ревниво
оберегал ее даже до неизменности в букве; возлюбил он и правду Божию более
правды мирской и искал ее в своих правителях и князьях; желал народ, чтобы и
во всей жизни русской сияла правда Божия и вера Христова и смиренно нес он
труд и повинности на благо государства и не искал себе никаких других прав,
кроме права хранить свою веру, да любит своего государя, как поставленного
Богом блюсти на земле правду Божию и закон.
Стала Русь поистине святой, а народ русский поистине народом Богоносцем.
Не изгонял наш народ от себя и не притеснял и неверных и иноверных, ибо не в
духе Христа и не по заповеди Его было бы притеснять блуждающего в неведении.
Но жестоко карал и изгонял от себя наш тихий и уживчивый народ всякую измену
вере и всякую ересь, если видел ее даже в святителях (м. Исидор). Были гости
иноверные на Руси только гостями, часто почетными, не мешал им никто жить на
Руси тихо и мирно и исповедывать свою веру, но не терпело русское сердце
никогда, если эти гости иноверные превозносили свою веру перед православной
и говорили, что она хуже ихней. Грозен был, поистине грозен, в таких случаях
Грозный наш царь Иоанн IV-й, когда еретики латиняне осмелились поносить
перед ним нашу веру и восхвалять свою.
В русском человеке всегда уживалась полная терпимость ко всем иноверным и
горячая преданность своей православной вере, об этом ясно говорит вся наша
история. А теперь, когда воочию всех ослабла у многих русских вера, и храмы
Божии в небрежении, и Господь видимо наказывает нас за это, когда нам
особенно нужно заботиться об укреплении веры Христовой в нас самих, мы как
будто нарочно прилагаем усилия к тому, чтобы иные веры, терпимые нами и
доселе всегда и не гонимые никем, превозмогли ослабевшую в нас веру Христову
– православную. Не значит это, что нужно отрицать свободу религиозной
совести и гнать иноверных; нет, отрицать эту свободу нельзя, равно как и
стеснить самую совесть человеческую нельзя ничем иным внешним; значит это
только то, что никогда истинно верующий православный русский человек не
может и не должен признать за ересью или язычеством одинаковую цену с своей
верой, и больно и обидно должно быть ему, если скажут, что в Русском
государстве, издревле Православном, вера Христова нисколько не почетнее, не
выше и не милее сердцу всех, нежели и прочие веры. Сказать это по совести и
сознать это, значит сказать, что вера Христова не одна только есть истинная
и правая вера.
Да и как нужно понимать и принимать эту свободу совести? Ведь совесть
религиозная особенно заправляет всем ходом жизни человеческой; она
предписывает человеку, что хорошо и худо, говорит ему, что он должен делать
и чего не должен. Если, поэтому, мы хотим, чтобы совесть каждого была вполне
свободна, то должны, не противореча самим себе, позволять каждому все, что
велит ему делать его совесть и уж ни в чем не стеснять его. Какая же будет
жизнь после этого? Вообразите сами: еврей будет делать все, что предписывает
ему еврейская совесть; мусульманин будет делать то, что велит ему его
мусульманская совесть; еретик и иезуит латинянин будет делать то, что
предпишет ему его иезуитская совесть и т.д. Ограничивать и стеснять их будет
невозможно, ибо тут дело касается их совести и совести религиозной. Кто
проиграет в этом случае и кто пострадает? Да без сомнения наша православная
вера, с ее духом смирения и кротости, которые нам заповедал Христос.
Придется ждать только чуда, что наше терпение и крепость по вере Христовой
сами победят всех. Способны ли мы к этому мученичеству и достаточно ли в нас
упования и мужества? Ведь вера Христова в нас самих-то слабеет, мир с его
искушениями захватывает нас, и заманчивые флаги разных свобод влекут нас на
иной путь, непривычный для русского народа. Вот почему нам, русским людям,
нужно крепко держаться за веру свою православную и, давая спокойно и мирно
каждому чужеземцу исповедывать свою веру и молиться по своему, в тоже время
зорко блюсти, чтобы не обольстил нас кто-либо лукавыми словами, будто все
веры равны и наша православная не лучше других. Зорко нужно блюсти, чтобы не
посмели нас, православных, отторгнуть от нашей веры и увлечь на путь ереси
латинской или неверия языческого. Пусть будет вера наша православная
по-прежнему господствующей у нас на Руси, а все прочие только терпимыми, без
права Миссионерства на счет православия. Иначе встанут перед нами целым
сонмом древние наши Святители, угодники и преподобные, благочестивые цари,
бояре и миряне и скажут нам с укором: изменники. И случится, что Господь за
неверие наше отнимет от нас святыни наши, помогавшие нам в трудные времена,
как отнял уже Казанскую чудотворную икону Б. Матери. Вот почему теперь
особенно благовременно воззвать ко Господу: Господи, умножь в нас веру и
укрепи ее, яви силу мышцы Своея, да познаем истину Твою и будем свободны
свободой любви, а не насилия, произвола и распрей. И жизнь наша, Русская,
пойдет по тому идеалу, который открылся Великому нашему князю Владимиру.
Р. С. А. Ф.
«Тамбовские епархиальные ведомости». 1905. № 46. Неофициальная часть. С.
1946-1953.
|
На главную |