На главную


10.04.2018
http://www.rusorthodox.com/books/m_Vitaly_Pascha.html


СЛОВО НА ПАСХУ
Митрополит Виталий



Христосъ Воскресе!

Пасха Христова есть конечная цѣль Божіяго домостроительства, осуществленіе всѣхъ пророчествъ, всего священнаго Писанія.

Апостолы Христовы вышли на всемірную проповѣдь о Воскресеніи Христовомъ и этой проповѣдью покорили языческій міръ. Изъ Гроба Господня вмѣстѣ съ Воскресшимъ Господомъ вышла вся наша вѣра и все наше богослуженіе, ибо по слову апостола Павла: «если Христосъ не воскресъ, то и проповѣдь наша тщетна, тщетна и наша вѣра» (1 Кор. 14). Безъ Воскресенія Христова вообще не можетъ быть никакого христіанства. Воскресеніе Христово было бы недостаточнымъ назвать догматомъ, это догматъ всѣхъ догмаітовъ. Какъ въ океанъ устремляются всъ ручьи, рѣчки и рѣки, такъ къ Пасхѣ, къ Воскресенію Христову стремится все ученіе христіанское и въ немъ завершается.
Таково значеніе Пасхи. вершина всѣхъ праздниковъ, сердце святой Православной Церкви. И не удивительно, что на Воскресеніе Христово была устремлена и вся сила врага рода человѣческаго — діавола, этого древняго зла. Какъ удалось ему сердца западныхъ нашихъ братьевъ христіанъ переключить съ Пасхи на Рождество Христово и сдѣлать послѣднее средоточіемъ всей ихъ духовной жизни? Какъ средство могло сдѣлаться цѣлью? Невозможно почти прослѣдить исторически — когда, въ какой моментъ исторіи, Римъ, а за нимъ и все западное христіанство, совершило эту духовную перестановку съ Пасхи на Рождество. Какъ луна могла занять мѣсто солнца, главнаго свѣтила небеснаго? Но эта подмѣна произошла, а за ней весь западъ началъ жить другой духовной жизнью; мистический сакраментальный ликъ его совершенно измѣнился.

Эту централизацію духовной жизни Запада на Рождество Христово невозможно казвать ересью. Ересь всегда болѣе конкретна, явна, выпукла, но это хуже всякой ереси, это можно назвать только подмѣной и тѣмъ болѣе опасной, что она незамѣтно, вкрадчиво вошла въ исторію и изнутри ниспровергла истинное христіанское міроощущеніе.

Когда мы перечисляемъ всѣ ереси, которыми захвачены были всѣ западные хржтіане, какъ филіокве, непогрѣшимость папы, непорочное Зачатіе, Чистилище, непочитаніе Матери Божіей, непочитаніе святыхъ иконъ и проч., то эту перестановку духовной жизни съ Пасхи на Рождество Христово можно смѣло назвать нравственнымъ послѣдетвіемъ всѣхъ этихъ ересей вмѣстѣ взятыхъ, цементомъ закрѣпившимъ всѣ эти неправды, осуществившимъ ихъ въ самой драгоцѣнной части человѣческаго дѣланія, въ его духовно-нравственной, сакраментальной, молитвенной жизни. Для этой подмѣны Пасхи Рождествомъ можно найти только одинъ текстъ во всемъ Св. Евангеліи, когда апостолъ Петръ, еще не просвѣщенный, не озаренный Духомъ Святымъ уговаривалъ Господа не идти въ Іерусалимъ, гдѣ Ему предстоитъ «много пострадать». «Съ того времени Іисусъ началъ открывать ученикамъ Своимъ, что Ему должно идти въ Іерусалимъ, и много пострадать отъ старѣйшинъ, первосвященниковъ и книжииковъ, и быть убиту, и въ третій день воскреснуть. И отозвавъ Его, Петръ началъ прекословить Ему: будь милостивъ къ Себѣ, Гооподи: не будетъ этого съ Тобою. Онъ же, обратившись, оказалъ Петру: отойди отъ Меия. сатана; ты Мнѣ соблазнъ; потому что думаешь не о томъ, что Божіе, но что человѣческое» (Мф. 16, 21-23). Ап. Петръ, можетъ быть, изъ самыхъ искреннихъ чувствъ пытался удержать Христа на землѣ, но былъ строго осужденъ.

Отвѣтъ Господа можно выразить словами, нисколько не искажая суть истинности словъ Спасителя. Эти слова суть: не Рождество, а Пасха!

Если удалось діаволу незамѣтно поставить на второе мѣсто Пасху Христову, Воскресеніе Христа изъ мертвыхъ, то ужъ вѣру во всеобщее воскресеніе всѣхъ мертвыхъ оть вѣка скончавшихся, діаволу совсѣмъ легко удалось поставить не только на второе мѣсто, но и превратить ее въ басню, въ нѣкій мифъ. И это второй шагъ діавола въ его борьбѣ съ Церковью. На фонѣ такого духовнаго тумана совсѣмъ забыли, что человѣка Богъ создадъ совершеннымъ, безсмертнымъ, что смерть есть послѣдствіе грѣха, временное наказаніе, хоть оно и длится столько, сколько существуетъ само человѣчество, но во времени оно временное, потому что въ концѣ міра сего Богъ воскреситъ всѣхъ мертвецовъ, т. е., возстановитъ человѣка въ безсмертіи вѣчнаго блаженства или въ беземертіи вѣчныхъ мукъ, но вернетъ его къ настоящему первичному состоянію, то есть къ безсмертію, упразднивъ совершенно и самое время. «И Ангелъ, котораго я видѣлъ стоящимъ на морѣ и на землѣ, поднялъ руку свою къ небу и клялся Живущимъ во вѣки вѣковъ, Который сотворилъ небо и все, что на немъ, землю и все, что на ней, и море и все, что въ немъ, что времени уже не будетъ» (Откр. X, 5-6).

Трагедія всего современнаго мыслящаго человѣчества въ томъ, что на этого осужденнаго, больного, смертнаго человѣка стали смотрѣть какъ на нормальнаго, какъ на критерій и, изслѣдуя его и всѣ дѣла его, стали выводить цѣлыя философскія ученія, политическія системы, научныя заключенія чаото абсолютнаго, исчерпывающаго характера. Какое потрясающее заблужденіе, да это даже нельзя назвать заблужденіемъ... Это какое-то всемірное, почти что космическое неправомысліе. Это все равно, что взять изъ тюрьмы уголовнаго преступника, при чемъ психически неуравновѣшеннаго и физически больного, осужденнаго и въ кандалахъ и изучать его какъ нормальнаго и дѣлать выводы о психологическихъ законахъ, въ немъ дѣйствующихъ и изъ всѣхъ собранныхъ такихъ данныхъ дѣлать выводы о происхождеиіи человѣческаго рода и предлагать для него рецептъ самаго правильнаго обраіза жизни, личнаго, семейнаго к государственнаго.

Только Воскресеніе «Первенца изъ мертвыхъ», Христа Спасителя, Богочеловѣка и общее воскресеніе всѣхъ умершихъ является единственнымъ ключемъ къ правильному пониманію всего космоса, земли и рода человѣческаго. Безъ этой истины просто невозможно ничего понять и всѣ науки о человѣкѣ, его сущности и его дѣятельности безъ ученія о воскресеніи и безсмертіи, этой альфы и омеги всего бытія, будутъ мертвы и по смыслу и по духу.

И это потому, что единственно въ Церкви Православной во всей полнотѣ, какъ бы въ Божіемъ діапазонѣ, человѣкъ представляется во всѣхъ стадіяхъ своего бытія отъ его сотворенія Богомъ, затѣмъ черезъ грѣхопаденіе до его смерти, и до его воскресенія и безсмертія, а не въ какомъ-то маломъ отрѣзкѣ его бытія и самомъ незначительномъ его пребываніи на землѣ въ состояніи паденія, осужденія и грѣха. Воистину столь нагремѣвшіе послѣдователи Дарвина, самъ Фрейдъ, Гегель и всѣ матеріалисты и атеисты суть не больше не меньше, какъ настоящіе дырочники, смотрящіе и на человѣка, и на весь міръ черезъ скважину, дырочку своего ущемленнаго міровоззрѣнія.

Лучшимъ доказательствомъ порочности такихъ философскихъ системъ, теорій и политическихъ ученій служатъ ихъ ужасныя нравствениыя послѣдствія; сколько грѣха, а за нимъ сколько бѣдствій, горя, слезъ и крови они принесли роду человѣческому.

Воскресеніе Христово это тотъ камень, которымъ пренебрегли гордые строители міра сего, но къ ихъ сраму этотъ камень оказался краеугольнымъ всего мірозданія.

Архіепископъ Виталій (Устиновъ)
1983 г.



На главную