На главную
|
06.04.2018
Архиеп. Антоний [Храповицкий]
http://afanasiy.net/chyn-sviatoi-placshanycy-ustavnye-zametky
ЧИН СВЯТОЙ ПЛАЩАНИЦЫ (УСТАВНЫЕ
ЗАМЕТКИ).
Нас спрашивают, как должно действовать во дни Св. Страстей и Св. Пасхи с
плащаницею, так как всюду наблюдается различная практика.
Отвечаем: различие это понятно, ибо в Триоди ничего не
говорится о плащанице, а в Уставе только несколько неясных слов в конце
утрени Великой Субботы. И не мудрено, употребление св. плащаницы на
страстных службах установилось в церкви совсем недавно – лет 300 тому назад,
а прежде совершалось, по-видимому, только в Иерусалиме на св. Голгофе.
Наиболее разумный и общеупотребительный чин плащаницы такой. Пред вечерней
В. Пятка плащаница полагается облаченным иереем и диаконом на св. престоле,
а поверх ее полагается евангелие. При пении «Тебе одеющагося», иерей кадит
плащаницу окрест трижды и, подняв ее с престола, возлагает себе на главу
евангелие, а над евангелием плащаницу и выносит ее царскими вратами на
середину храма, где снова кадит трижды окрест ее и ожидает конца стихиры.
Затем конец вечерни бывает сзади плащаницы, а по отпущении вечерни, сперва
иерей с диаконом, а потом все христиане совершают поклонение ей и целование
язв Христовых так: творим два земных поклона и целуем евангелие, лежащее на
груди Спасителя, затем целуем обе язвы на Его руках и третью на груди; затем
обе язвы на ногах Его: пред каждым из шести целований осеняем себя крестным
знамением, а, совершив шестое целование, творим земной поклон. В это время
читается повечерие малое. Вечерня В. Пятка знаменует снятие со креста тела
Христова, а утреня В. Субботы – Его погребение. Неразумный обычай закрывать
лицо Спасителя воздухом не должно поддерживать: сие делается с телами
умерших иереев, чтобы христиане не видели их тления, а Христос нетленен.
На утрени В. Субботы по пропетии: «Бог Господь», иереи и диаконы исходят за
плащаницу и кадят ее окрест, а затем алтарь и весь храм при пении каждой
статьи, а при пении «Ангельский собор удивися» кадят так же в четвертый раз
и все это время стоят посреди храма. По начатии преславного канона «Волною
морскою» иереи уходят в алтарь и затворяют царские двери, а при пении "Преблагословенна
еси" снова исходят на средину храма и здесь под звуки Великого славословия
кадят св. плащаницу окрест трижды и, подняв ее, идут прямо к западным
(выходным) дверям церкви и обносят ее вокруг храма единожды. Нелепый обычай
вносить снова плащаницу в алтарь не должен быть допускаем. Затем, войдя в
церковь под плащаницею с евангелием на главе, иереи и несущие плащаницу
доходят да царских врат и здесь иерей возглашает «Премудрость прости», а лик
поет: «благообразный Иосиф» единожды. Плащаницу поворачивают над головою
иерея ножками Спасителя вперед и опять полагают на стол посреди храма, а
затем иереи и диакон (который во время всех шествий должен идти впереди
плащаницы с кадилом и большой свечой) кадят ее окрест единожды; потом читают
св. Писание, ектении и отпуст позади св. плащаницы и по отпусте утрени при
пении: «Приидите ублажим Иосифа» все совершают поклонение и лобызание язв
Христовых вчерашним чином. Изображение Спасителя должно полагаться главою к
северу, а ногами к югу.
На литургии Великой Субботы входные молитвы, ектении диакона, чтение
паремии, Апостола и Евангелия и молитвы над 5 хлебами совершаются позади
плащаницы, а входы малый и великий – вокруг плащаницы. На стихирах на
Апостоле, на Херувимской диакон, окадив алтарь, кадит плащаницу, а затем уже
св. иконы. После литургии опять все совершают поклонение Христовым язвам, но
с заменою земных поклонов поясными, ибо после субботнего входа согласно
90-му правилу VI собора не творим никогда земных поклонов до входа вечерни
под понедельник, а в настоящем случае – до входа вечерни Св. Пятидесятницы,
когда читают коленопреклонные молитвы.
На полунощнице Пасхи (которую должно начинать в пасхальных ризах, а не в
постных), при пении первого «Не рыдай Мене Мати», иереи и диаконы, отворив
царские врата, исходят на средину храма, и покадив плащаницу окрест
единожды, иереи поднимают ее на главу при пении втором: «Не рыдай Мене Мати»,
(катавасии), именно при словах: «возстану бо», и относят ее в алтарь на св.
Престол и затем затворяет царские двери до конца полунощницы. При пасхальном
крестном ходе выносить плащаницу нелепо: вместо нее обносится и чествуется
образ Воскресения Христова, а в дальнейшие дни Пасхи еще и св. артос.
Плащаница остается лежать на св. престоле до дня отдания Пасхи, когда в
конце литургии, при пении пасхального тропаря пред отпустом, св. плащаница
поднимается с престола и полагается в гробнице или в раме на стене.
Архиеп. Антоний [Храповицкий]
|
На главную |