На главную


06.04.2018
Архиеп. Антоний [Храповицкий]
http://afanasiy.net/chyn-sviatoi-placshanycy-ustavnye-zametky


ЧИН СВЯТОЙ ПЛАЩАНИЦЫ (УСТАВНЫЕ ЗАМЕТКИ).



Нас спрашивают, как должно действовать во дни Св. Страстей и Св. Пасхи с плащаницею, так как всюду наблюдается различная практика.

Отвечаем: различие это понятно, ибо в Триоди ничего не говорится о плащанице, а в Уставе только несколько неясных слов в конце утрени Великой Субботы. И не мудрено, употребление св. плащаницы на страстных службах установилось в церкви совсем недавно – лет 300 тому назад, а прежде совершалось, по-видимому, только в Иерусалиме на св. Голгофе.
Наиболее разумный и общеупотребительный чин плащаницы такой. Пред вечерней В. Пятка плащаница полагается облаченным иереем и диаконом на св. престоле, а поверх ее полагается евангелие. При пении «Тебе одеющагося», иерей кадит плащаницу окрест трижды и, подняв ее с престола, возлагает себе на главу евангелие, а над евангелием плащаницу и выносит ее царскими вратами на середину храма, где снова кадит трижды окрест ее и ожидает конца стихиры. Затем конец вечерни бывает сзади плащаницы, а по отпущении вечерни, сперва иерей с диаконом, а потом все христиане совершают поклонение ей и целование язв Христовых так: творим два земных поклона и целуем евангелие, лежащее на груди Спасителя, затем целуем обе язвы на Его руках и третью на груди; затем обе язвы на ногах Его: пред каждым из шести целований осеняем себя крестным знамением, а, совершив шестое целование, творим земной поклон. В это время читается повечерие малое. Вечерня В. Пятка знаменует снятие со креста тела Христова, а утреня В. Субботы – Его погребение. Неразумный обычай закрывать лицо Спасителя воздухом не должно поддерживать: сие делается с телами умерших иереев, чтобы христиане не видели их тления, а Христос нетленен.

На утрени В. Субботы по пропетии: «Бог Господь», иереи и диаконы исходят за плащаницу и кадят ее окрест, а затем алтарь и весь храм при пении каждой статьи, а при пении «Ангельский собор удивися» кадят так же в четвертый раз и все это время стоят посреди храма. По начатии преславного канона «Волною морскою» иереи уходят в алтарь и затворяют царские двери, а при пении "Преблагословенна еси" снова исходят на средину храма и здесь под звуки Великого славословия кадят св. плащаницу окрест трижды и, подняв ее, идут прямо к западным (выходным) дверям церкви и обносят ее вокруг храма единожды. Нелепый обычай вносить снова плащаницу в алтарь не должен быть допускаем. Затем, войдя в церковь под плащаницею с евангелием на главе, иереи и несущие плащаницу доходят да царских врат и здесь иерей возглашает «Премудрость прости», а лик поет: «благообразный Иосиф» единожды. Плащаницу поворачивают над головою иерея ножками Спасителя вперед и опять полагают на стол посреди храма, а затем иереи и диакон (который во время всех шествий должен идти впереди плащаницы с кадилом и большой свечой) кадят ее окрест единожды; потом читают св. Писание, ектении и отпуст позади св. плащаницы и по отпусте утрени при пении: «Приидите ублажим Иосифа» все совершают поклонение и лобызание язв Христовых вчерашним чином. Изображение Спасителя должно полагаться главою к северу, а ногами к югу.

На литургии Великой Субботы входные молитвы, ектении диакона, чтение паремии, Апостола и Евангелия и молитвы над 5 хлебами совершаются позади плащаницы, а входы малый и великий – вокруг плащаницы. На стихирах на Апостоле, на Херувимской диакон, окадив алтарь, кадит плащаницу, а затем уже св. иконы. После литургии опять все совершают поклонение Христовым язвам, но с заменою земных поклонов поясными, ибо после субботнего входа согласно 90-му правилу VI собора не творим никогда земных поклонов до входа вечерни под понедельник, а в настоящем случае – до входа вечерни Св. Пятидесятницы, когда читают коленопреклонные молитвы.

На полунощнице Пасхи (которую должно начинать в пасхальных ризах, а не в постных), при пении первого «Не рыдай Мене Мати», иереи и диаконы, отворив царские врата, исходят на средину храма, и покадив плащаницу окрест единожды, иереи поднимают ее на главу при пении втором: «Не рыдай Мене Мати», (катавасии), именно при словах: «возстану бо», и относят ее в алтарь на св. Престол и затем затворяет царские двери до конца полунощницы. При пасхальном крестном ходе выносить плащаницу нелепо: вместо нее обносится и чествуется образ Воскресения Христова, а в дальнейшие дни Пасхи еще и св. артос. Плащаница остается лежать на св. престоле до дня отдания Пасхи, когда в конце литургии, при пении пасхального тропаря пред отпустом, св. плащаница поднимается с престола и полагается в гробнице или в раме на стене.

Архиеп. Антоний [Храповицкий]



На главную