На главную


10.04.2018
http://www.rusorthodox.com/books/Light_of_Easter.html


К КАКОМУ СВЕТУ ПРИЗЫВАЕТЪ СВ. ЦЕРКОВЬ
в светлые дни св. Пасхи?



Христосъ воскресе!

Воскресенія день — просвѣтимся людіе!

Какого великаго праздника дождались мы, братія! Нынѣшній праздникъ — праздниковъ праздникъ и торжество изъ торжествъ. Нынѣ радуется міръ человѣческій и міръ ангельскій, ликуетъ и небо, и земля, и преисподняя. Нынѣ изъ гроба Спасителя всѣмъ возсіяло веселіе; чрезъ воскресеніе Его отъ всѣхъ отняты скорбь и уныніѳ. Свѣтелъ настоящій праздникъ, свѣтлы нынѣшніе дни. Къ свѣту и св. Церковь призываетъ насъ. Воскресенія день — просвѣтимся людіе,—взываетъ она.

Какого же свѣта требуетъ она отъ насъ сими словами? Ужъ не того ли, чтобы мы были въ свѣтлыхъ одеждахъ, съ горящими свѣщами, что и дѣлали мы, стоя въ нынѣшнюю утреню? и это нужно. Но этотъ свѣтъ внѣшній, чувственный. Если ограничиться этимъ свѣтомъ, можно оставить въ сторонѣ — въ забвеніи главное, внутреннее — душу, которая дороже всѣхъ сокровищъ міра, для которой собственно и сходилъ на землю Христосъ, за которую Онъ и страдалъ, для которой и воскресъ. Пріятно Богу и внѣшнее благоприличіе, но тогда, когда оно служитъ выраженіемъ внутренняго благообразія; безъ этого же свѣтлая одежда будетъ только прикрытіемъ черноты души, будетъ знакомъ лицемѣрія съ нашей стороны, когда во внѣ хотимъ казаться радующимися, ликующими, а въ душѣ этой радости не носимъ, да ея и недостойны, ибо служимъ не Христу, а грѣху, (почему и радоваться способны болѣе о грѣхѣ, чѣмъ о Христѣ).

Къ какому жѳ свѣту призываетъ святая Церковь, говоря: просвѣтимся людіе? Не къ просвѣщенію ли ума свѣтомъ познаній, къ чему такъ усердно нынѣ стремятся? Просвѣщеніе ума науками похвально и желательно; но безъ страха Божія, безъ вѣры и благочестія этотъ свѣтъ будетъ мало полезный и болѣе вредный, чѣмъ полезный,— это свѣтъ холодящій, но не согрѣвающій, свѣтъ, надмѣвающій умъ, но изсушающій сердце. Этимъ свѣтомъ владѣли люди и до пришествія Христова, но они съ нимъ ходили, какъ во мракѣ, часто доброе принимая за злое, и злое за доброе, и оставались злыми, порочными, развратными при всѳй многоучености своей. Этимъ свѣтомъ владѣютъ и нынѣшніе ученые; но безъ вѣры и благочестія онъ для многихъ изъ нихъ служитъ нерѣдко средствомъ болѣе вредить себѣ и обществу, чѣмъ быть истинно полезнымъ имъ; помогаетъ больше губить, разрушать, чѣмъ созидать и благоустроять. И не отъ этого ли односторонняго ложнаго просвѣщенія разливается всюду такъ быстро и безвѣріѳ, и противленіе власти, склонность къ чувственности и зависть къ чужой собственности. Нѣтъ, просвѣщеніе одного ума, свѣтомъ однихъ мірскихъ наукъ безъ правильнаго христіанскаго развитія сердца и воли не можетъ принести истинно добраго плода.

Къ какому же свѣту призываетъ насъ св. Церковь словами: просвѣтимся людіе? Къ свѣту вѣры Христовой. Да, вотъ гдѣ истинный свѣтъ, просвѣщающій всякаго человѣка. Вѣрующій — это во свѣтѣ ходящій, — ему все ясно, какъ Божій день. Онъ ясно, правильно понимаетъ, что вредитъ душѣ и что полезно ей, что нужно дѣлать и чего избѣгать. Отъ этого свѣта свѣтло у него въ умѣ, тепло въ сердцѣ, спокойно и въ душѣ. Какъ тихо на морѣ послѣ бури, такъ тихо, мирно въ умѣ,и совѣсти его. Никакія сомнѣнія не возмущаютъ духа его. Какъ ярко въ хорошій ясный день отражается въ водѣ солнце, такъ и въ вѣрующей дутѣ явственно отпечатлѣвается все, заключенное въ словѣ Божіемъ. Вѣрующій весь проникнутъ свѣтомъ слова Божія и весь согрѣтъ имъ, какъ раскаленное желѣзо огнемъ. Онъ поэтому самъ становится свѣтомъ для другихъ. Вы есте свѣтъ міра, говоритъ Спаситель Своимъ ученикамъ. Безъ книжной учености, безъ свѣтской образованности, онъ всякому способенъ дать добрый совѣтъ, всякаго вразумить, научить полезному и истинно прекрасному. Его рѣчь будетъ проста и ясна всѣмъ и каждому потому, что исходитъ изъ ума, просвѣтленнаго Духомъ Божіимъ и изъ сердца, полнаго любви къ ближнему. Вѣрующій свѣтомъ, который въ немъ, и свѣтитъ, и согрѣваетъ.

Вотъ какимъ свѣтомъ нужно намъ просвѣщаться — свѣтомъ вѣры нашей, свѣтомъ ученія Христова, слова Божія. Живи такъ, чтобы и мыслить, и говорить, и дѣлать по духу ученія Христова, чтобы ни едйнаго пятна не было на поведеніи твоемъ, обличающаго въ тебѣ измѣнника ученію Христову. Живи такъ, чтобы и съ врагами держать себя, какъ съ друзьями, чтобы всѣмъ платить посильною любовію, чтобы любовію дышать, ее одну всюду вокругъ себя разливать,—и ты будешь ходить во свѣтѣ,— во свѣтѣ вѣры.

Итакъ, братіе, истинно просвѣщенный вѣрою — это не только знающій свою православную вѣру Христову, но и любящій ее, по ея духу во всемъ дѣйствующій, — словомъ, просвѣщенный вѣрою—это христіанинъ, живущій въ любви. Но избави Богъ, если кто изъ насъ будетъ преданъ злобѣ, брани, гнѣвливости, скупости, невоздержанію всякаго рода, останется нераскаяннымъ безъ исповѣди и причащенія цѣлые годы! О, знай тогда, что ты не во свѣтѣ ходишь, вѣра еще не коснулась тебя, ты не подпалъ ея благодѣтельному вліянію, и самъ ты не свѣтъ, а тьма. Горькое твое положеніе, и нечему тебѣ возрадоваться. Нѣтъ, не радоваться ты долженъ, а плакать о несчастномъ состояніи своей души.

Воскресенія денъ — просвѣтимся людіе. Св. Церковь указываетъ и побужденіе, почему мы должны заботиться объ истинномъ просвѣщеніи вѣрою именно въ нынѣшніе дни. Воскресенія денъ — говоритъ она. Въ самомъ дѣлѣ Христосъ воскресъ во свѣтѣ, мы сами Его воскрѳсеніе называемъ воскресеніемъ свѣтлымъ. Какъ же намъ любить мракъ, оставаться при дѣлахъ мрачныхъ, темныхъ, порочныхъ въ такіе свѣтлые дни? Онъ воскресъ,— какъ же мы будемъ пребывать въ смерти? Ибо грѣшникъ, пребывающій во грѣхахъ — это живой мертвецъ. Нѣтъ,—Онъ воскресъ, должны воспрянуть отъ мертвыхъ дѣлъ и мы. Онъ воскресъ, ожилъ,—должны ожить для добра, для чистоты и святости и мы. Иначе не будѳтъ намъ пользы отъ Его воскресенія, — и радость наша въ эти дни — радость напрасная, мало полезная.

Воскресенія день, просвѣтимсл людіе! Пасха Господня, пасха: отъ смерти бо къ жизни, отъ земли къ небеси Христосъ Богъ насъ приведе. Слышите, для чего Христосъ воскресъ? Онъ отъ смерти хочетъ привести насъ къ жизни, отъ земли къ небу. Ужели мы не пойдемъ за Нимъ? Ужели останемся навсегда съ своими любимыми грѣхами? О, нѣтъ, да не будетъ сего.

Грѣшникъ! взгляни на окружающую природу,— и она, безчувственвая, воскресаетъ для новой жизни послѣ долгаго омертвѣнія,— ужели ты — разумноѳ созданіе — одинъ только не воскреснешь духомъ, но останешься вѣчнымъ мертвецомъ? да не будетъ сего.

Христе, воскресшій изъ мертвыхъ! воекреси и наши души, умерщвленныя грѣхами, да живемъ для Тебя и радуемся Тобою и здѣеь, и особенно тамъ безконечные вѣки. Аминь.


___________
Душеполезный собеседикъ.
Апрѣль 1906 г.



На главную