На главную


14.04.2018
http://afanasiy.net/slovo-na-pashu-sv.-prav.-o.-yoanna-kronshtadtskogo


О ВНУТРЕННЕМ, ДУХОВНОМ ВОСКРЕСЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ХРИСТИАНИНА И О ДУХОВНОМ ПРАЗДНОВАНИИ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА.
Слово на Пасху св. прав. о. Иоанна Кронштадтского.




Христос Воскресе!

Къ числу нѣкоторыхъ чиновъ и обрядовъ, соединенныхъ съ празднованіемъ Пасхи въ православной церкви, относится употребленіе артоса. Артосъ, по буквальному переводу съ греческаго языка, значитъ хлѣбъ, а по церковному уставу – просфора всецѣлая. Символическое значеніе артоса достаточно ясно открывается изъ тѣхъ молитвъ, которыя положено читать на благословеніе и раздробленіе артоса.

Какъ въ ветхомъ завѣтѣ, въ воспоминаніе освобожденія народа Божія отъ горькой работы фараоновой, закалался по повелѣнію Господа агнецъ, который съ тѣмъ вмѣстѣ прообразовалъ Агнца, вземлющаго грѣхи всего міра, возлюбленнаго Сына Божія; такъ въ новомъ завѣтѣ въ воспоминаніе славнаго воскресенія Господа нашего Іисуса Христа, чрезъ Котораго мы отъ вѣчной работы вражіей избавились и отъ адовыхъ нерѣшимыхъ узъ освобожденіе получили, приносится артосъ – хлѣбъ, изображающій собою Хлѣбъ живота вѣчнаго, сошедшій съ небесъ, Господа нашего Іисуса Христа, Который, напитавъ насъ духовною пищею тридневнаго ради и спасительнаго воскресенія, содѣлался для насъ истиннымъ хлѣбомъ жизни. Призывая благословеніе Божіе на освящаемый артосъ, священникъ въ молитвенномъ обращеніи проситъ Господа исцѣлить всякій недугъ и болѣзнь и подать здравіе всѣмъ вкушающимъ отъ сего артоса.

По дѣйствующему нынѣ уставу православной греко-россійской церкви, церковное употребленіе артоса состоитъ въ слѣдующемъ: «Сообразно со знаменованіемъ Пасхи, которая соединяетъ въ себѣ событіе смерти и воскресенія Господа, на артосѣ начертывается или крестъ, увѣнчанный терніемъ, какъ знаменіе побѣды Христовой надъ смертію, или образъ воскресенія Христова». Приготовленный такимъ образомъ, онъ въ первый же день Пасхи приносится въ алтарь и здѣсь на жертвенникѣ полагается въ особый сосудъ, называемый «панагіаръ». Въ тотъ же день по заамвонной молитвѣ происходитъ его освященіе, съ чтеніемъ установленной молитвы и окропленіемъ святою водою. Въ продолженіе всей Свѣтлой седмицы артосъ лежитъ или въ алтарѣ, или въ храмѣ на аналогіи, нарочно къ тому устроенномъ, вмѣстѣ съ образомъ Воскресенія Христова. Во время крестнаго хода, который полагается каждый день Свѣтлой седмицы послѣ утрени, но въ приходскихъ церквахъ обыкновенно бываетъ послѣ литургіи, съ хоругвями, образами Воскресенія Господня, Богородицы, обносятъ и артосъ кругомъ храма. Въ монастыряхъ каждый день Свѣтлой седмицы, кромѣ того, приносится артосъ въ торжественномъ шествіи, съ иконою Воскресенія Христова, лампадами, при звонѣ во всѣ колокола и при пѣніи «Христосъ воскресе», въ братскую трапезу, и полагается здѣсь на особо приготовленномъ аналогіи. Послѣ трапезы бываетъ, такъ называемое, возношеніе артоса. При возношеніи артоса келарь говоритъ: «Христосъ воскресе», однажды; ему присутствующіе отвѣчаютъ: «воистину воскресе». Потомъ, назнаменавъ крестообразно артосомъ, онъ говоритъ: «покланяемся Его тридневному воскресенію», – и полагаетъ артосъ на панагіаръ. Затѣмъ всѣ подходятъ къ аналогію, на которомъ былъ положенъ артосъ, и цѣлуютъ послѣдній. Послѣ сего артосъ съ тою же торжественностью, съ какою былъ принесенъ въ трапезу, относится обратно въ церковь. Въ послѣдній день Свѣтлой седмицы, въ субботу, артосъ торжественно раздробляется послѣ литургіи. Въ монастыряхъ это раздробленіе совершается обыкновенно слѣдующимъ порядкомъ: послѣ литургіи артосъ приносятъ въ трапезу, здѣсь поютъ трижды «Христосъ воскресе», читаютъ молитву Господню, и затѣмъ священникъ произноситъ особо положенную молитву, и раздробленный артосъ вкушается братіей прежде трапезы. «Но, сказано въ дополнительномъ требникѣ, іерей можетъ раздробить артосъ и на литургіи по заамвонной молитвѣ и раздавать вѣрующимъ вмѣсто антидора. Артосъ не должно хранить весь годъ для какого-либо суевѣрія».

Употребленіе «артоса» есть обычай церкви греко-восточной. Западъ этого обряда не знаетъ. Въ русскую церковь «чинъ о артусѣ» несомнѣнно перешелъ вмѣстѣ съ христіанствомъ и богослуженіемъ изъ Греціи, гдѣ возношеніе артоса (и панагіи) было обычаемъ, прочно укрѣпившимся въ церковной практикѣ, какъ показываетъ Евхологіонъ Гоара. Изъ сравненія разныхъ рукописныхъ богослужебныхъ книгъ, принадлежащихъ вѣкамъ XIV-XVII, видно, что и въ русской церкви этотъ обрядъ имѣетъ значеніе повсемѣстное, и по монастырямъ соблюдался тогда неуклонно. Во времена патріаршества у насъ было въ обычаѣ, чтобы артосъ, а равно и просфоры на обѣдню въ первый день Пасхи доставлялись въ московскій Успенскій соборъ отъ царскаго двора. Патріархъ въ первый день послѣ литургіи, съ соборомъ, въ крестномъ ходу и съ артосомъ являлся къ государю; здѣсь, послѣ возношенія артоса архидіакономъ, артосъ цѣловалъ государь, патріархъ и другіе. Артосъ относился потомъ обратно во храмъ, и здѣсь его снова воздвигалъ архидіаконъ.

Что касается историческаго происхожденія обряда съ артосомъ въ православной церкви, то объ этомъ необходимо поговорить въ связи съ исторіей такъ называемаго «чина о панагіи». Панагія съ греческого языка значитъ «всесвятая» или «пресвятая», каковое наименованіе обыкновенно прилагается къ имени Богородицы. Подъ «чиномъ о панагіи» разумѣется чинъ возношенія особаго хлѣба въ монастырской трапезѣ, послѣ стола, въ честь Богородицы. О происхожденіи сего чина такъ говоритъ наша слѣдованная псалтирь. Господь Іисусъ Христосъ предъ Своими страданіями имѣлъ съ учениками трапезу на тайной вечери, когда установилъ таинство Евхаристіи, и по воскресеніи не разъ являлся благословлять ихъ трапезу, и даже вкушалъ съ ними пищу. Въ воспоминаніе этого, апостолы имѣли обычай оставлять за трапезою празднымъ среднее мѣсто и полагать предъ нимъ часть хлѣба, какъ бы для Господа, присутствующаго среди нихъ. Послѣ трапезы они съ молитвою и благодареніемъ возвышали этотъ хлѣбъ, говоря: «слава Тебѣ, Боже нашъ, слава Тебѣ! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Велико имя Святыя Троицы. Христосъ воскресе». Послѣ же дня вознесенія Господня, они произносили: «Велико имя Святыя Троицы. Господи Іисусе Христе, помогай намъ». Такъ совершали этотъ обычай апостолы, пока Матерь Божия пребывала на землѣ. Въ третій же день послѣ успенія Богоматери, когда они, бывъ чудесно собраны всѣ въ одно мѣсто для погребенія Ея, стали послѣ трапезы совершать обычное возношеніе хлѣба въ честь Господа, и только что сказали: «Велико имя», вдругъ явилась на облакѣ Матерь Божія съ ангелами и сказала: «радуйтесь, Я съ вами во всѣ дни». Ученики удивились такому чуду и, вмѣсто: «Господи Іисусе Христе», воззвали: «Пресвятая Богородица, помоги намъ». Потомъ пошли ко гробу и, не найдя въ немъ пречистаго тѣла Ея, убѣдились въ Ея взятіи съ тѣломъ на небо. Въ воспоминаніе сего въ монастыряхъ обыкновенно и совершается при трапезѣ «чинъ о панагіи»; въ пасхальную седьмицу этотъ чинъ получаетъ свои измѣненія и является чиномъ возношенія артоса.

Евхологій Гоара слѣдующимъ образомъ изображаетъ чинъ о панагіи, совершаемый въ греческихъ монастыряхъ. «Наиболѣе благочестивые изъ грековъ, говоритъ Гоаръ, монахи и клирики имѣютъ обычай, совершивъ благодареніе послѣ принятія пищи, возносить двумя первыми перстами обѣихъ рукъ треугольный хлѣбецъ, – панагію. Самое дѣйствіе возношенія поручается въ монастыряхъ кому-либо нарочито избранному изъ братіи. Избранный, испросивши благословеніе и прощеніе у предстоящнхъ, беретъ особый кусокъ хлѣба, лежавшій во время трапезы предъ образомъ Богоматери, и поднимаетъ его въ виду всѣхъ двумя пальцамп своихъ рукъ, говоря: «Велико имя», и всѣ добавляютъ: «Святыя Троицы». Тогда возносящій продолжаетъ: «Пресвятая Богородице, помоги намъ». На это присутствующіе отвѣчаютъ: «Тоя молитвами, Боже, помилуй и спаси насъ!» Затѣмъ по кажденіи принимаетъ братія изъ рукъ трапезаря (келаря) «панагію», дѣлитъ ее между собою, и, возсылая хвалу Богоматери, всѣ вкушаютъ. Въ общемъ «чинъ возношенія панагіи», изложенный въ нашей печатной слѣдованной псалтири (гл. 16), совершенно согласенъ съ этимъ греческимъ порядкомъ возношенія.

«Панагія», по словамъ Гоара, имѣетъ форму треугольника, заостреннаго сверху. Гоаръ въ своемъ Евхологіи, въ объясненіе символическаго значенія этой формы, приводитъ слова Симеона Солунскаго: «Этотъ вырѣзокъ указываетъ въ одно и то же время и на единство и на «троичность, – своими тремя боковыми сторонами означая тройственное, а верхней частью – единое... И такъ мы приняли отъ отцовъ, по апостольскому преданію, посвящать каждый день Единому въ Троицѣ нашему Богу въ честь Богоматери, чрезъ Которую познали мы Троицу». (Русск. Паломн., 1894 г. № 16).

Праздничный отдыхъ христіанина. Сост. Протоіерей Григорій Дьяченко. Москва 1900. С. 29-31.



На главную