На главную


26.03.2019
http://www.russportal.ru/index.php?id=church_writing.nathaniel_lvov05_1995_020


БЕСѢДЫ О СВЯЩЕННОМЪ ПИСАНІИ И О ВѢРѢ И ЦЕРКВИ.
Томъ 5-й.
Архіепископъ Наѳанаилъ (Львовъ) († 1986 г.)
(Нью Іоркъ: Комитетъ Русской Правосл. Молодежи Заграницей, 1995).



ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПИСЬМА.
[ПРОТОІЕРЕЮ ИГОРЮ ДУЛГОВУ].


Его Высокоблагословенію Настоятелю св. Михайловской церкви г. Канны, отцу Протоіерею Игорю ДУЛГОВУ.
25 января 1978 г.

Ваше Высокоблагословеніе, дорогой и глубокочтимый батюшка, отецъ Протоіерей Игорь!

Простите за то, что задержался съ отвѣтомъ, но получилъ Ваше письмо передъ отъѣздомъ въ Австрію и во Францію, и только вернувшись домой могъ засѣсть за отвѣтъ Вамъ.

Начну съ самаго легкаго отвѣта относительно Фридриха. Вы пишете: «Нечего и говорить, что этого святого у насъ въ календарѣ не имѣется». Но это не точно — имени этого въ нашемъ календарѣ нѣтъ, но святыхъ, носившихъ это имя въ греческой формѣ нѣсколько, и среди нихъ близкій сердцу всѣхъ насъ живущихъ на Западѣ, великій святой Ириней Ліонскій.

Дѣло въ томъ, что очень рано, кажется въ V или VI вѣкѣ, германскіе народы, франки, саксы и готы въ Испаніи перевели греческое имя Ириней «мирный» на германское Фридрихъ, «мирный».

Такъ какъ къ IX вѣку на Западѣ уже установился обычай называть при крещеніи въ честь того или иного святого, то очевидно св. Фридриха Утрехтскаго назвали въ честь какого-то святого Иринея, подобно тому, какъ у насъ называютъ Вѣрой, Надеждой, Любовью въ честь святыхъ, которыя носили греческія имена Пистисъ, Елпидія и Агапія, Богданъ вмѣсто Ѳеодотъ, Свѣтлана вмѣсто Фотинія и т. д.

А у сербовъ этотъ обычай распространенъ еще шире: Божидаръ, вмѣсто Ѳеодоръ, Томиславъ вмѣсто Ѳемистоклъ и др. Если у Васъ возникнетъ снова нужда назвать ребенка Фридрихомъ, то я рекомендовалъ бы назвать его въ честь св. Иринея, а не въ честь св. Фридриха Утрехтскаго, т. е. св. Фридрихъ Утрехтскій жилъ въ IX вѣкѣ, когда уже началось отхожденіе Запада отъ Православія, и могутъ возникнуть подозрѣнія, что св. Фридрихъ Утрехтскій погрѣшалъ въ вѣрѣ.

Конечно, не рекомендовалъ бы я самымъ категорическимъ /с. 122/ образомъ причисленіе къ православнымъ святымъ Арну Вандомскаго, скончавшагося въ 1070 году. И тутъ важно не то, когда жилъ данный праведникъ: до 1054 года или послѣ. Эта дата, 1054 годъ, придумана латинскимъ историкомъ Бароніемъ (Цезарь Бароній жилъ въ XVI вѣкѣ) и совершенно произвольна и искусственна.

Въ свое время эту дату никто не замѣтилъ. Ни въ Кіевѣ, ни въ Іерусалимѣ никто не придавалъ важнаго значенія ссорѣ между Римскимъ папой и Константинопольскимъ патріархомъ. Ни Анна Ярославна, вышедшая замужъ за французскаго короля, ни Елизавета Ярославна, вышедшая замужъ за Норвежскаго короля, ни Анастасія, вышедшая за Венгерскаго короля, ни Марія Владиміровна, дочь Владиміра Святого, вышедшая замужъ за Казимира Польскаго, не замѣчали различія въ новой странѣ.

Процессъ отдѣленія Запада отъ Православія — это длительный и сложный процессъ. Подпочвою для него была языковая разница: латинскій на Западѣ, греческій — на Востокѣ. Но пока уровень духовной жизни былъ высокъ, общеніе между двумя половинами христіанскаго міра усердны, языковое различіе легко преодолѣвалось.

Но когда духовный уровень въ христіанскомъ мірѣ понизился, и церковная культура упала, языковое различіе стало способствовать отдѣленію.

Первымъ серьезнымъ ударомъ по единству вѣры было появленіе «Филіокве». Появилось оно въ Испаніи на одномъ изъ Толедскихъ соборовъ въ 569 году, когда въ спорѣ съ аріанами, утверждавшими, что Сынъ Божій меньше Бога Отца, потому что Духъ Святый исходитъ отъ Отца и не исходитъ отъ Сына, отцы Помѣстнаго Собора провозгласили, что Духъ Святой исходитъ и отъ Сына. Эта продиктованная недомысліемъ неправая доктрина, была подтверждена 4-мъ Толедскимъ Соборомъ 633 года подъ предсѣдательствомъ признаваемаго Западомъ святымъ Исидора Севильскаго.

На первое провозглашеніе филіокве Православный Востокъ какъ бы не обратилъ вниманія, вѣроятно потому, что оно вызвано ревностью о Православіи, и вся Вселенская Церковь прославила св. муч. Ерминигельда (память 1 ноября), а съ нимъ и его благочестивѣйшаго брата царевича Рихареда, хотя они жи/с. 123/ли черезъ двадцать лѣтъ послѣ перваго провозглашенія Филіокве (св. Ерминингельдъ пострадалъ въ 586 г.).

Но второго, болѣе настойчиваго провозглашенія этой неправды Церковь уже не одобрила, и прославить Исидора Севильскаго отказалась. Тѣмъ не менѣе, вопросъ этотъ оставался неразрѣшеннымъ въ теченіе болѣе 200 лѣтъ, до начала IX вѣка.

На рубежѣ VIII и IX вѣковъ король франковъ Карлъ Великій былъ провозглашенъ императоромъ Священной Римской Имперіи. Сдѣлана попытка возстановить Западную Римскую Имперію. Но восточные императоры относились свысока къ новоявленнымъ западнымъ императорамъ.

Императрица Ирина отказалась женить своего сына Константина на дочери Карла Великаго Ротрудѣ. Карлъ первоначально выступилъ противъ постановленій VII Вселенскаго Собора, созваннаго императрицей. Въ 794 году его возраженія въ такъ называемыхъ «Либри Каролини» были приняты Франкфуртскимъ Соборомъ. Однако эти возраженія были такъ грубы, такъ неуклюжи, такъ богословски неграмотны, что со стороны грековъ могли вызвать только презрѣніе.

Тогда Карлъ рѣшилъ провозгласить общехристіанскимъ вѣрованіемъ и неоспоримымъ догматомъ ученіе о Филіокве, принятое на Соборѣ 809 года въ Аахенѣ. Папа, не желая ссориться съ императоромъ, отвѣтилъ очень мягко, но отъ утвержденія Филіокве уклонился и приказалъ начертать Сѵмволъ вѣры безъ неправой прибавки на стѣнѣ своего собора.

Только въ 1014 году при папѣ Венедиктѣ VIII по ходатайству императора Генриха II Римская Церковь приняла Филіокве. Но уже задолго до этого римскіе папы защищали ученіе о Филіокве какъ допустимое мнѣніе, и это было одной изъ причинъ раскола при св. патріархѣ Фотіи.

Раздѣленіе при св. Фотіи было залѣчено. Помѣстный Соборъ 879 года, который Греческая Церковь почитаетъ какъ Вселенскій, постановилъ: «Аще которые изъ клириковъ или мірянъ подверглись отлученію отъ свв. Таинствъ или изверженію изъ чина или анаѳемѣ отъ святѣйшаго папы Іоанна, тѣ да будутъ и отъ святѣйшаго Фотія подвержены тому же наказанію. И которыхъ клириковъ или мірянъ святѣйшій Фотій подвергнетъ отлученію, тѣхъ и святѣйшій папа Іоаннъ и съ нимъ вся Римская Церковь /с. 124/ да признаетъ подъ тѣмъ же осужденіемъ».

Въ 1054 году споръ вспыхиваетъ снова и уже не залѣчивается.

Однако и это раздѣленіе не было принято всею Церковью, что видно изъ переписки патріарха Константинопольскаго Михаила Керулларія съ патріархомъ Антіохійскимъ Петромъ III. Михаилъ пишетъ Петру: «До меня дошелъ слухъ, что и ты и патріархи Александрійскій и Іерусалимскій возносите имя папы по церковнымъ диптихамъ. Это непонятное невѣжество...». Далѣе Михаилъ обвиняетъ римскихъ папъ за то, что они отказались произнести анаѳему на Ѳеодорита и Иву. Упоминаетъ и Филіокве, но видимо не сознавая важности этого догмата, такъ какъ говоритъ о немъ наряду съ брадобритіемъ и ношеніемъ колецъ епископами.

Всѣ эти сложные богословскіе вопросы были мало доступны тѣлу Церкви, православному народу. Для него знáкомъ отторженія Запада отъ Православной Церкви были не споры о Филіокве, а Крестовые походы. Въ нихъ передъ лицомъ всего міра христіане Запада держали экзаменъ — кто они? Братья христіанъ Востока или враги? И оказалось — враги.

Придя въ предѣлы древнехристіанскихъ Церквей, они не вступили съ ними въ общеніе, не соединились въ общихъ богослуженіяхъ, но основали свои отдѣльныя церкви, свое отдѣльное священноначаліе.

А немного позднѣе они сначала подвергли Солунь въ 1185 году и самый Константинополь въ 1204 году такому разгрому и кощунственному ограбленію, что передъ этимъ померкло послѣдующее мусульманское завоеваніе, и въ сознаніи православнаго населенія Ближняго Востока со словомъ «крестоносецъ» соединяется все самое худшее, что только можно вообразить.

Вотъ гдѣ дата полнаго и совершеннаго отдѣленія Запада отъ Православнаго Востока.

Однако это никакъ не значитъ, что мы можемъ удлинить срокъ для опредѣленія православности святыхъ съ 1054 до 1024 года.

Для опредѣленія святости или несвятости той или другой личности первѣйше важна не дата его жизни или кончины, а его православность или неправославность. Дата же его жизни важна лишь какъ подсобное указаніе. Не безъ серьезныхъ основаній нашъ Сѵнодъ въ свое время не позволилъ мнѣ включить въ спи/с. 125/сокъ православныхъ святыхъ Ансгарія (Оскара), просвѣтителя западныхъ славянъ, почитаемаго на Западѣ подъ почтеннѣйшимъ наименованіемъ «Апостола Сѣвера», несмотря на то, что онъ жилъ въ самомъ началѣ IX вѣка, за 250 лѣтъ до 1054 года и прославился своими аскетическими и миссіонерскими подвигами.

Но его духовная близость къ императору Людовику Благочестивому, сыну Карла Великаго, вызывала обоснованныя опасенія, что онъ раздѣлялъ неправомысліе Карла: отверженіе имъ св. VII Вселенскаго Собора и Филіокве.

Въ то же время вся св. Церковь несумнѣнно прославляетъ какъ святого, преподобнаго Прокопія Сазавскаго, чешскаго подвижника, жившаго въ самомъ концѣ XI вѣка, десятилѣтія спустя 1054 года, ибо всю свою жизнь онъ посвятилъ защитѣ восточнаго обряда и славянскаго богослуженія въ Чехіи, что въ тѣ времена было неразрывно связано съ Православіемъ.

Итакъ, снова повторю, не дата жизни является основнымъ указаніемъ для опредѣленія, является ли данное лицо православнымъ святымъ или нѣтъ, а правая ли у него вѣра или нѣтъ.

Чтобы лучше понять это, надо вспомнить смыслъ прославленія святыхъ. Имъ самимъ этого совершенно не нужно: прославленные небесной славой въ Царствѣ Божіемъ, они никакъ не нуждаются въ нашемъ земномъ прославленіи. Прославленіе святыхъ нужно намъ, въ педагогическихъ цѣляхъ, чтобы мы имѣли предъ очами вѣрный образецъ для подражанія.

И правая вѣра въ этомъ является главнымъ элементомъ. Вотъ почему такъ важна абсолютная увѣренность въ православіи того или иного святого. Мы не беремъ на себя предвосхищенія суда Божія. Можетъ быть св. Ансгарій пресвѣтло прославленъ Богомъ за великіе свои подвиги. Но мы не включимъ его въ наши святые, не возьмемъ его образцомъ для подражанія, страшась того, что въ его вѣрованіи были крупицы неправовѣрія.

Итакъ, разсмотрѣвъ все изложенное, я могу посовѣтовать Вамъ признать святыми всѣхъ угодниковъ Божіихъ, жившихъ до VII вѣка, такъ какъ къ этому времени неправомысліе Филіокве еще не вышло за предѣлы Испаніи. Божіихъ угодниковъ отъ VII до XI вѣка подвергнуть каждаго внимательному индивидуальному изслѣдованію: како вѣровалъ? И потомъ запросить у архіепископа Антонія благословенія на прославленіе этихъ святыхъ, пом/с. 126/ня, что въ древности каждый епархіальный епископъ имѣлъ право утверждать прославленіе мѣстно чтимыхъ святыхъ.

Конечно, рѣшительно не рекомендую прославленіе Арну, скончавшагося въ 1070 году, такъ какъ къ этому времени вся Западная Церковь за такими рѣдкими исключеніями, какъ Сазавская обитель, была заражена ересью Филіокве.

Думаю, что святыхъ Димитрія, Тигилія, Ремидія, Константина, Григорія и Доната можете съ благословенія владыки Антонія смѣло поминать какъ святыхъ. Относительно свв. Арея и Аригія я рекомендовалъ бы навести справки, разъ у Васъ есть ихъ житія.

Простите за то, что задержался съ отвѣтомъ и за то, что онъ получился такой пространный.

Да хранитъ Васъ Господь и да помогаетъ Вамъ въ Вашихъ добрыхъ пастырскихъ попеченіяхъ.

Источникъ: Архіепископъ Наѳанаилъ. Бесѣды о Священномъ Писаніи и о Вѣрѣ и Церкви. Томъ 5-й. — Нью Іоркъ: Комитетъ Русской Православной Молодежи Заграницей, 1995. — С. 121-126.


На главную