На главную


01.02.2022


Чудныя откровенія изъ загробнаго міра
(Поученіе въ день памяти преп. Макарія Египетскаго).
Хлѣбъ жизни. Сборникъ проповѣдей. Приложеніе къ «Руководство для сельскихъ пастырей». Январь 1892 г. Кіевъ 1891.



Въ нынѣшній день, между прочимъ, творится память одного изъ великихъ подвижниковъ египетскихъ пустынь, преподобнаго Макарія египетскаго. Весьма поучительна жизнь этого великаго угодника Божія.

Жилъ преподобный Макарій египетскій въ первой половинѣ ІV вѣка, когда начала расцвѣтать иноческая жизнь въ египетскихъ пустыняхъ. Въ его время особенно славились подвижническою жизнью – преподобный Антоній Великій, основатель иночества въ Египтѣ и преподобный Пахомій, основатель монастырей на Нильскомъ островѣ – Тавеннѣ. Св. Макарій египетскій. основатель здѣшнихъ скитскихъ монастырей, былъ третьимъ яркимъ свѣтиломъ среди многочисленнаго сонма иноковъ египетскихъ. Уже съ ранняго дѣтства онъ обнаруживалъ удивительную внимательность къ себѣ и рѣдкую строгость въ оцѣнкѣ своихъ поступковъ. Такъ, когда-то ему пришлось съѣсть одну изъ похищенныхъ его товарищами въ чужомъ саду смоквъ, – и онъ во всю жизнь никогда не забывалъ этого своего проступка, – всегда вспоминалъ о немъ со слезами. По настоянію родителей, Макарій сочетался было бракомъ съ указанною ему дѣвицею; но, не смотря на это, онъ остался дѣвственникомъ до самой кончины своей супруги, склонивши и ее къ дѣвству. По смерти родителей и супруги, будучи тридцати лѣтъ отъ роду, онъ совершенно оставилъ міръ и удалился въ пустыню для высшихъ иноческихъ подвиговъ.

Постъ, молитва, богомысліе – тутъ были постоянными его занятіями; незлобіе, смиренномудріе, самоотверженная любовь къ братіи – были отличительными его чертами. Съ какимъ смиреніемъ переносилъ онъ напрасную клевету на него! Съ какимъ благодушіемъ встрѣчалъ онъ каждаго своего обидчика! «Худое слово и добрыхъ дѣлаетъ худыми, а слово доброе и худыхъ дѣлаетъ добрыми»: часто онъ твердилъ и себѣ и своимъ ученикамъ, и самъ всегда неуклонно слѣдовалъ этому правилу. «Какъ мнѣ спастись?» спрашивалъ его однажды одинъ собратъ. «Иди на кладбище и брани мертвыхъ»: приказалъ ему Макарій. Возвращается посланный и говоритъ, что онъ исполнилъ приказаніе старца, но мертвые ничего не отвѣчали на его брань. «Теперь же иди и хвали ихъ»: повелѣлъ Макарій. Исполнилъ собратъ и это приказаніе преподобнаго. «Что же отвѣчали тебѣ мертвые па твои похвалы?» спросилъ Макарій. «Ничего не отвѣчали»: сказалъ посланный. «Такъ и ты, если хочешь спастись, будь какъ мертвъ, сказалъ Макарій: – не гнѣвайся, когда тебя будуть безчестить и не превозвосись, когда тебя будутъ хвалить».

Благодаря удивительному безстрастію, сильному молитвенному духу и богомыслію, Макарій такъ окрѣпъ духомъ. что уже на 40-мъ году жизни сталъ обнаруживать въ себѣ даръ чудотвореній, – даже имѣлъ даръ воскрешать мертвыхъ. Однажды нѣкій еретикъ египтянинъ Іеракить, отрицавшій воскресеніе мертвыхъ, сталъ спорить съ Макаріемъ, въ присутствіи братіи, относительно истины воскресенія мертвыхъ. «Что намъ съ тобою спорить? возразилъ ему на это Макарій; пойдемъ лучше на гробища и тамъ испытаемъ: воскреснетъ ли кто нибудь изъ мертвыхъ, или нѣтъ». Іеракитъ безпрекословно согласился на цредложеніе старца и съ толпою братіи направились къ кладбищу. Пришедши на кладбище, преподобный поднялъ очи горѣ и сталъ усердно молиться, чтобы Господь вразумилъ заблудшихъ и колеблющихся въ истинѣ воскресенія. Затѣмъ, обратившись къ недавно погребенному на кладбищѣ брату, воззвалъ его громко по имени и, къ изумленію всѣхъ, умершій откликнулся изъ гроба. Братьи сейчасъ же откопали его могилу и нашли воскресшимъ. Трудно и выскавать, какъ поразило всѣхъ это чудо. И еще нѣсколько подобныхъ чудесъ совершилъ преп. Макарій. Такъ, по просьбѣ одной бѣдной вдовы онъ вопросилъ мертваго ея мужа: гдѣ онъ скрылъ врученное ему кѣмъ-то при жизни сокровище, которое требовалъ отъ нея заимодавецъ, грозя судомъ. Старецъ вопросилъ мертваго, и мертвый отвѣтилъ, указавши опредѣленно, гдѣ было спрятано сокровище. Въ другой разъ: случилось убійство въ близъ лежащихъ мѣстахъ. Подозрѣніе въ этомъ убійствѣ пало на одного совершенно невиннаго человѣка. Не зная чѣмъ и какъ оправдаться, обвиняемый прибѣжалъ къ преп. Макарію и сталъ просить его о защитѣ. Явились сюда и обвинители мнимаго убійцы. Долго продолжался споръ между обвиняемымъ и обвинителями. Наконецъ этотъ споръ наскучилъ преп. Макарію. Гдѣ погребенъ убіенный? – спросилъ преп. Макарій спорившихъ. Ему указали мѣсто погребенія убитаго. Пойдемъ къ могилѣ убитаго, сказалъ преподобный и вопросимъ его. Всѣ направились къ могилѣ. Пришедши на мѣсто, преподобный долго молился, и наконець, громко назвавши по имени убіеннаго, именемъ Іисуса Христа повелѣлъ ему сказать: виновенъ ли обвиняемый въ убійствѣ его, или нѣтъ. И тотъ отвѣтилъ изъ гроба, что обвиняемый нисколько не виновенъ, а убилъ его другой. Всѣ поражены была замогильнымъ отвѣтомъ. «Спроси же, старецъ, кто именно его убилъ? стали упрашивать окружавшіе преподобнаго». Но Макарій отвѣтилъ: «объ этомъ я не стану спрашивать; достаточно и того, что невинный оправданъ».

Къ этимъ чуднымъ дѣламъ преп. Макарія прибавлю и одно чудное откровеніе, по его спросу, изъ загробнаго міра. Однажды, ходя по пустыни, преп. Макарій увидѣлъ на землѣ сухой человѣческій черепъ. Поворачивая его своимъ жезломъ, Макарій замѣтилъ, что черепъ какъ будто издавалъ звукъ. – Чей ты черепъ? вопросилъ старецъ. И изъ черепа послышался такой Отвѣть: – «я былъ начальникомъ всѣхъ здѣсь обитавшихъ жрецовъ; а ты авва Макарій – исполненный Духа Божія. Когда ты молишься о насъ, сущихъ въ мукахъ, мы испытываемъ нѣкоторую отраду». – «Какая же бываетъ вамъ отрада и какая мука?» вопросилъ старецъ. – Какъ небо отстоитъ отъ земли, такъ великъ огонь, въ которомъ мы мучимся, опаляемые отовсюду, отъ ногъ до головы: отвѣчалъ со стенаніемъ черепъ; и мы не можемъ видѣть другъ друга. Когда же ты молишься за насъ, мы отчасти видимъ другъ друга, и это доставляетъ намъ нѣкоторую отраду. Слыша это, старецъ прослезился и сказалъ: «несчастенъ тотъ день, въ который человѣкъ преступилъ заповѣдь Божію». Потомъ опять спросилъ: – «есть ли у васъ и другія большія муки?». Изъ черепа послышался голосъ: «другіе находятся еще глубже подъ нами» – «Кто же это?» опять опросилъ старецъ. – Мы, не познавшіе Бога, еще испытываемъ нѣкоторое милосердіе Божіе, продолжалъ голосъ изъ черепа; а тѣ, которые, познавши Бога, отвергли Его и не соблюдаютъ Его заповѣдей, тѣ подъ нами испытываютъ еще тягчайшія, несказанныя муки. Святой старецъ послѣ того закопалъ черепъ въ землю и ушелъ въ глубокомъ раздумьи.

Старецъ Макарій мирно почилъ о Господѣ на 97 году своего земнаго житія. О переселеніи души его на небо такъ разсказываетъ одинъ изъ учениковъ его, преп. Пафнутій, со словъ нѣкіихъ прозорливыхъ старцевъ, которымъ дано было видѣть восхожденіе души ихъ великаго наставника на небо. «Когда душа преп. Макарія была возносима херувимомъ на небо, говорилъ Пафнутій, злые духи, бывшіе вдали, кричали: о, какой славы сподобился ты, Макарій! А преподобный имъ на это отвѣчалъ: нѣтъ, я еще боюсь, и ничего добраго за собою не чувствую. Бывшіе же повыше въ воздухѣ злые мытники кричали: поистинѣ избѣжалъ отъ насъ Макарій! А преп. Макарій твердилъ: нѣтъ, но мнѣ нужно еще уходить отъ васъ. А когда душа преподобнаго была уже у вратъ небесныхъ, злые духи съ воплемъ кричали: убѣжалъ отъ насъ, убѣжалъ! Тогда преподобный въ отвѣтъ имъ воскликнулъ громкимъ радостнымъ гласомъ: ей-ей, избѣжать вашихъ козней, ограждаемый силою Христа моего!

Итакъ, братіе мои, изъ приведенныхъ мною дивныхъ откровеній преподобнаго Макарія египетскаго мы видимъ съ очевидностью, что покойники наши и по смерти живы и могутъ подавать намъ оттуда благопотребные отвѣты, если будетъ на то Божья воля. Ясно также видимъ, что души праведныхъ – въ руцѣ Божіи, и не прикоснется ихъ мука. А души грѣшниковъ?.. А души грѣшниковъ, познавшихъ Бога, но не исполняющихъ Его святыхъ заповѣдей?.. О, горе, горе тѣмъ душамъ!.. Замѣтимъ, братіе, крѣпко, крѣпко то, что сказалъ святому Макарію голосъ изъ сухаго черепа: не познавшіе Бога, т. е. язычники – тамъ еще испытываютъ нѣкоторое милосердіе Божіе, а познавшіе Бога, но не соблюдающіе Его заповѣдей, т. е. христіане, тягчайшими и неизреченными муками будутъ мучимы въ безднѣ преисподней. Аминь.



Хлѣбъ жизни. Сборникъ проповѣдей. Приложеніе къ «Руководство для сельскихъ пастырей». Январь 1892 г. Кіевъ 1891.

 

Препп. Макарію Египетскому и Макарію Александрійскому, тропарь, гл. 1:

Животу блаженному тезоименито/ гражданство яко улучивше преподобно,/ богоносніи Макаріи,/ въ законѣ бо Божіи благочестно исправисте стези душевныя,/ божественныя славы общницы показастеся,/ спасающе зовущія:/ Слава Укрѣпльшему вы,/ слава Вѣнчавшему,// слава Дѣйствующему вами всѣмъ исцѣленія.
 


На главную