На главную


27.02.2020
 


О МОЛИТВАХЪ В ПЕРИОД ВЕЛИКОГО ПОСТА.
Которыя обыкновенно читаютъ сельскіе священники своимъ прихожанамъ въ св. Четыредесятницу и въ постъ предъ Рождествомъ Христовымъ.



Св. православная церковь установила читать прихожанамъ нѣкоторыя молитвы во дни св. четыредесятницы и въ постъ предъ Рождествомъ Христовымъ. Что содержатъ въ себѣ эти молитвы! Съ какою цѣлію читаются онѣ? Въ какое время поста положено читать? Когда и какъ читаютъ эти молитвы наши сельскіе священники? Имѣть вѣрные отвѣты на эти вопросы полѣзно не только тѣмъ, которые читаютъ эти молитвы прихожанамъ, но и тѣмъ которымъ онѣ читаются.

Св. церковь православная предлагаетъ чадамъ своимъ, ревнующимъ о благочестіи, очищать душу покаяніемъ и пріобщеніемъ св. тайнъ тѣла и крови Христовой во всѣ четыре поста. Но тѣмъ, у которыхъ ревности къ благочестію менѣе, предлагаетъ говѣть покрайней мѣрѣ два раза въ годъ: предъ Рождествомъ Христовымъ и предъ Пасхою[1].

Чтобы приготовить чадъ своихъ къ достойному пріобщенію Тѣла и Крови Христовой въ вышесказанные два поста, св. Церковь составила молитвы, въ которыхъ проситъ Бога, чтобы: а) Онъ даровалъ имъ силу и крѣпость, провести начатый постъ въ добромъ здравіи и по окончаніи поста, поклониться наступающему празднику; б) чтобы заповѣдалъ своимъ ангеламъ сохранять въ теченіи поста вѣрующихъ отъ всякаго зла и руководить къ совершенію добрыхъ дѣлъ; в) чтобы далъ вѣрующимъ духъ умиленія и сокрушенія о грѣхахъ, содѣянныхъ до наступленія поста; г) чтобы очистивъ отъ грѣховъ посредствомъ таинства покаянія и подвиговъ поста, душу и тѣло вѣрующихъ, въ наступившій постъ, сподобилъ неосужденно причаститься божественныхъ и пречистыхъ Таинствъ Тѣла и Крови Іисуса Христа; д) чтобы, наконецъ, далъ твердую рѣшимость, послѣ очищенія отъ грѣховъ, не возвращаться болѣе къ нимъ.

1) Въ молитвѣ предъ Рождествомъ Христовымъ говорится такъ: «Владыко, Господи Боже, Вседержителю... введый рабы Твоя въ пречестныя дни сія, къ воздержанію страстемъ... пріими рабы Твоя N. N., якоже пріялъ еси Петра утопающа въ мори, и отвергшагося Тебе трижды и плакавшагося горько... Пріими и нынѣ, Владыко, слезы и воздыханіе и покаяніе рабовъ Твоихъ, якоже пріятъ мытарево воздыханіе, и блудницу плакавшуюся, и слезами омочившую нозѣ Твои, и власы своими отершую милости ради. Пріемый разбойника съ собою, на крестѣ вопіюща къ Тебѣ: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ, и рекій сице: днесь со мною будеши въ рай... и нынѣ, благій человѣколюбче Господи пріими рабы Твоя сія (имя рекъ) кающіяся грѣховъ своихъ, вѣдомыхъ и невѣдомыхъ, вольныхъ и невольныхъ, и обычнымъ человѣколюбіемъ Твоимъ, пріими колѣнное поклоненіе и постъ рабовъ Твоихъ (имя рекъ), да скончавше заповѣди Твоя, и достигше нынѣ святаго и честнаго Рождества Твоего, чисти и безъ порока будутъ причастницы пречистаго тѣла и честныя крове Твоея»[2].

2) Въ молитвѣ первой св. четыредесятницы сказано: «Боже, пронарекій святыя дни сія постныя закономъ, и пророки и Евангелисты! Сподоби всѣхъ въ чистотѣ теченіе постнее прейти… Ангелу мирну заповѣждь соблюдати входы наша и исходы на всякое дѣло благое, и спослущающу, и соугождающу къ совершенному причащенію пречистыхъ Твоихъ таинъ. Пріими же, Владыко, колѣнное поклоненіе и постъ рабовъ Твоихъ, подая имъ благословленіе духовное...»[3].

3) Въ второй молитвѣ во время святой четыредесятницѣ говорится: «Господи Вседержителю... положивый человѣкомъ покаяніе во спасеніе... пріемый слезы раба Твоего Давида... Манассію... покаяніемъ же исповѣдавшагося Тебѣ, молитву пріимый... блудницу... блудницу... исходники пріимшую,... спасый: услыши нынѣ моленіе мене недостойнаго раба Твоего, и презри вся согрѣшенія сихъ рабовъ Твоихъ, въ покаяніи къ Тебѣ прибѣгающихъ: и даждь имъ сердечное сокрушеніе, и болѣзнь о грѣсѣхъ, имиже Тебе Творца своего прогнѣваша... и совершеннаго прощенія, и отъ нихъ, разрѣшенія Твоимъ милосердіемъ чрезъ ихъ духовника, Твоего же судію, по неложному Твоему обѣщанію сподоби... укрѣпи еже къ тому не возвратитися имъ ко грѣху, и къ злымъ и неподобнымъ дѣломъ, въ нихъ же многажды впадоша... Даждь убо, Господи Іисусе Христе, Боже нашъ, рабомъ Твоимъ симъ скончати безъ порока начатый се святый постъ, и въ немъ Твоя заповѣди исполняти, въ молитвахъ же прилежати... яко да въ чистой совѣсти причаститися неосужденно Твоему Божественному тѣлу и Животворящей крови, изліянной за весь міръ во оставленіе грѣховъ, сподобятся... и сподоби всѣхъ насъ въ мирѣ исполненныхъ дѣлъ благихъ доити, и поклонится спасительнымъ Твоимъ страстемъ, и святому воскресенію»[4].

Изъ содержанія этихъ молитвъ уже можно видѣть, съ какою цѣлію установлено читать ихъ прихожанамъ. При наступленіи поста: а) показать вѣрующимъ, что полный постъ состоитъ, не только въ воздержаніи отъ пищи, но еще болѣе въ воздержаніи отъ страстей и грѣховъ разнаго рода; б) испросить помощь свыше на всякое доброе дѣло у Бога посредствомъ ангела мирна, соблюдающаго входы и исходы вѣрующаго, спослушествующа и соугождающа ему къ совершенному причащенію пречистыхъ таинъ Христовыхъ; в) умолить Господа, дабы Онъ принялъ колѣнное преклоненіе и постъ рабовъ своихъ въ жертву умилостивленія и даровалъ, въ замѣнъ тѣлеснаго изнуренія, свое духодное благословеніе; г) наконецъ, такъ какъ жизнь человѣка подвержена многимъ случайностямъ, и многіе изъ предположившихъ говѣть въ наступившій постъ, умираютъ, не дождавшись окончанія поста, то Церковь проситъ Бога, дабы Онъ позволилъ рабамъ своимъ окончить начатый постъ и сподобилъ въ теченіи онаго неосужденно причаститься божественнаго Тѣла и животворящей Крови Іисуса Христа.

Въ какое же время поста должно читать молитвы, о коихъ идетъ рѣчь? Если въ сихъ молитвахъ разъясняется вѣрующимъ, въ чемъ долженъ состоять истинный постъ; если испрашивается духовная помощь необходимая для проведенія поста въ добромъ здравьѣ тѣла и удаленіи отъ грѣховъ: то естественно думать, что молитвы эти должно читать тотчасъ при наступленіи поста. Иначе недостигалась бы цѣль, если бы онѣ читались въ концѣ поста. И точно въ требникъ (стр. 219) написано: «Молитвы въ началѣ поста святыя четыредесятницы, яже священникъ чтетъ своимъ парохіаномъ въ понедѣльникъ первый святаго великаго поста, или въ иный день первыя постныя седмицы въ церкви на утрени, или по часахъ, вземъ на себе епитрахиль, со всякимъ умиленіемъ».

Итакъ, руководствуясь требникомъ, мы видимъ, что молитвы во первыхъ должно читать прихожанамъ въ церкви; во вторыхъ при самомъ началъ поста, въ первую седмицу и въ первый же или какой либо другой день, но все же первыя седмицы.

У насъ обрядъ относительно чтенія церковныхъ молитвъ измѣненъ во время Уніи, которая, сказать къ слову, была изобрѣтательна, чтобы каждый церковный обрядъ обставить какимъ нибудь приношеніемъ въ пользу священника. Перенесеніе чтенія постныхъ молитвъ изъ церкви въ домы прихожанъ мотивировалось, конечно, благодарностію со стороны послѣднихъ за особый трудъ ихъ священника, переходящаго изъ дома въ домъ съ молитвою. Но и здѣсь уніатскіе священники являлись подражателями католическимъ ксендзамъ, которые также любили дѣлать отступленіе отъ узаконеній церкви въ обрядовомъ отношеніи съ цѣлію задобрить своихъ знатныхъ прихожанъ. Съ этою цѣлію они въ угоду имъ совершали въ ихъ домахъ обѣдни и браки, что обыкновенно пріурочивается къ костеламъ.

Правда уніатскіе священники не имѣли у себя знатныхъ прихожанъ, потому что все это переходило въ католицизмъ, но за то уніатскіе священники, подобно ксендзамъ, приспособлялись къ своимъ бѣднымъ прихожанамъ и такимъ образомъ располагали ихъ къ болъе щедрымъ пожертвованіямъ въ свою пользу. Въ такомъ положеніи перешла обрядовая сторона отъ уніи въ православіе, и, такъ какъ въ существѣ религія ничего не теряла отъ такой перемѣны обряда, то православные пастыри оставляли это безъ перемѣны и удовлетворяли установившемуся обычаю своихъ прихожанъ. Но если въ подобномъ случаѣ и можно сдѣлать уступку обычаю, то все же нужно имѣть въ виду и то, чтобы не удаляться отъ исполненія церковнаго обряда, какъ онъ объясненъ въ требникѣ. Посему можно дать священникамъ на сей разъ такой совѣтъ: слѣдуетъ возстановить обрядъ чтенія молитвы по объясненію требника, именно читать молитвы въ церкви на первой недѣлѣ поста. Но если народъ желаетъ удержать обычай, освященный его предками, чтобъ молитва читалась по домамъ, то слѣдуетъ непремѣнно посѣтить съ молитвою прихожанъ на первой недѣлѣ поста. Здѣсь священникъ сдѣлаетъ отступленіе отъ мѣста чтенія молитвы въ пользу обычая, но сохранитъ время чтенія молитвы, что въ этомъ обрядѣ имѣетъ болѣе важное значеніе.

Посему нельзя одобрить обычай нѣкоторыхъ священниковъ, растягивающихъ чтеніе постныхъ молитвъ на все время поста; въ этомъ случаѣ молитва теряетъ свое значеніе, особенно если она читается въ концѣ поста.

Священникъ Ѳ. Драгомирецкій.
______________
«Подольскія Епархіальныя Вѣдомости». 1877. № 8. Отд. 2-й. Неофф. С. 218-223.

[1] Такъ какъ многіе изъ христіанъ доходятъ до такой холодности къ религіи, что не считаютъ нужнымъ говѣть и однажды въ годъ – то св. православная церковь обязала всѣхъ своихъ чадъ исповѣдываться непремѣнно разъ въ годъ, именно въ дни св. четыредесятнпцы.
[2] См. Богосл. книгу подъ заглавіемъ «Требникъ», стр. 416, 417 и 418.
[3] Тамъ же, стр. 419 и 420.
[4] Требникъ, стр, 421, 422, 423, 424 и 435.кладбище в Джорданвилле.



На главную