На главную


28.02.2018
.


О ГОВѢНІИ
Изъ разныхъ поученій.



По установившемуся у насъ обычаю, каждый православный христіанинъ, желающій въ теченіе великаго поста исполнить долгъ исповѣданія и пріобщенія св. Христовыхъ Таинъ, избираетъ для сего одну недѣлю и старается провести ее съ большею строгостію относительно употребленія пищи и съ большею внимательностію къ неопустительному посѣщенію храма Божія. Міряне не могутъ на весь постъ отрѣшиться отъ своихъ житейскихъ заботъ, оста­влять свои занятія и неопустительно являться ко всѣмъ службамъ церковнымъ. Поститься строго, такъ, какъ предписано Церковію, многіе считаютъ для себя даже вреднымъ и съ трудомъ выдерживаютъ одну избранную для говѣнія недѣлю.

Какъ же должно поститься?

Истинный постъ есть злыхъ отчужденіе, воздержаніе язы­ка, ярости отложеніе, похотей отлученіе, оглаголанія лжи и клятвопреступления. По ученію Церкви, истинный и благопріятный Господу постъ составляютъ уклоненіе отъ всякаго зла и принужденіе къ добру, воздержаніе отъ страстей и пороковъ. Внѣшніе — тѣлесные посты не всегда необходимы, а сей внутренній постъ необходимъ во всякое время. Внѣшніе посты проходятъ и оканчи­ваются, а этотъ духовный постъ безпрерывенъ и долженъ окончить­ся только съ нашею жизнію, когда мы, совлекшись бренной и грѣхолюбивой плоти, облечемся въ нетлѣніе и безстрастіе.

Итакъ, хочешь ли поститься воистину? Воздержи первѣе все­го языкъ твой отъ всякаго слова празднаго, тѣмъ болѣе гнилого и неподобнаго. Начни постъ духовный съ малаго члена тѣлеснаго, который однако же есть великій врагъ и упорный противникъ. Побѣдивъ его упорство, ты силенъ будешь обуздать и все тѣло. Въ противномъ случаѣ языкъ твой, какъ конь необузданный, будетъ влачить тебя по дебрямъ лжи, злобы и лукавства.

Хочешь ли поститься воистину? Оставь, вмѣстѣ съ пищею излишнею, всякую ненависть, досаду, ропотъ и пререканіе, сдѣлайся во всемъ и ко всѣмъ тихимъ, кроткимъ, смиреннымъ, благо- снисходительнымъ и любовнымъ.

Хочешь ли поститься воистину? Удали отъ себя вмѣстѣ съ снѣдями, чревоугодію потворствующими, и всѣ прочія похоти плотскія. Удали отъ себя всѣ предметы соблазнительные, — кни­гу непотребную, сладострастіемъ и вольнодумствомъ дышащую, со стѣнъ комнатъ твоихъ — картину изображенія нецѣломудреннаго. А затѣмъ старайся изъ самаго ума и памяти твоей выбросить всѣ любострастные образы и утверди вмѣсто ихъ въ памяти и во­ображении твоемъ крестъ Христовъ и образъ твоей смерти.

Хочешь ли поститься воистину? Обозри, чѣмъ можешь слу­жить, во имя Господа, меньшей братіи твоей о Христѣ, и не медля приступи къ дѣлу благотворенія: одѣнь нагого, прими сираго, призри недужнаго, посѣти заключеннаго. Вѣдь надобно же прои­зойти какимъ либо плодамъ отъ такого великаго древа, каковъ великій постъ. Какимъ лучше, какъ не плодамъ человѣколюбія, когда ты самъ посредствомъ поста ищешь милости Божіей?

Такой постъ будетъ благопріятенъ для Господа. Соединяющій такимъ образомъ воздержаніе душевное съ тѣлеснымъ не погубитъ мзды своея. Для того и назначенъ тѣлесный постъ, чтобы помогъ онъ намъ укротить свою плоть, облегчить душу, оживить совѣсть, при­близить къ себѣ благодать Божію. Если мы сдѣлаемся въ мысляхъ чище и цѣломудреннѣе, въ словахъ правдивѣе и назидательнѣе, въ нравахъ болѣе кротки и великодушны, въ дѣлахъ справедливѣе и благотворнѣе, то цѣль поста симъ самымъ, при помощи бла­годати Божіей, будетъ въ насъ уже достигнута. Въ противномъ случаѣ, постъ нашъ будетъ подобенъ лѣкарству, при употребленіи котораго больной, по неразумію или невоздержности, предается всѣмъ прежнимъ привычкамъ, произведшимъ его болѣзнь. Чего ожидать отъ такого лѣкарства, кромѣ ожесточенія болѣзни, тѣмъ опаснѣйшаго, что мы, по надеждѣ на врачеваніе, будемъ думать, что выздоравливаемъ.Постящеся, братіе, тѣлесне, постимся и духовно.

Кромѣ того, особенно во время своего говѣнія, мы должны прилежать къ молитвѣ, неопустительно посѣщать храмъ во всѣ службы церковныя, можемъ и должны подражать подвижникамъ благочестія во время своего говѣнія строгимъ воздержаніемъ въ пищѣ и питіи. Св. отцы могли достигнуть высшей степени постниче­ства. Одни изъ нихъ, напримѣръ, каждый день постились до вече­ра, иные оставались нѣсколько дней безъ пищи, другіе въ теченіе всего поста только разъ въ недѣлю вкушали пищу, довольствуясь притомъ сухояденіемъ. Такой постъ не многіе изъ нынѣшнихъ христіанъ могутъ выдержать, — но всѣмъ намъ надлежитъ во вре­мя говѣнія строго держаться правилъ церковныхъ относительно употребленія пищи, т. е. принимать только постную пищу по окончаніи службъ, съ умѣренностію, не изысканную, не усладительную для вкуса и не могущую утучнять тѣло. Хорошо ли это, когда, ду­мая поститься, нѣкоторые приготовляютъ себѣ такую изобильную и сладкую пищу, которая даже лучше скоромной? Достигается ли при этомъ цѣль поста, коимъ должны быть смиряемы наши при­хоти? Но болѣе всего намъ во время говѣнія должно помнить, что истинный постъ Богу пріятный, не можетъ ограничиваться однимъ исправнымъ хожденіемъ въ церковь, усердіемъ въ поклонахъ и строгостію въ пищѣ. Постясь тѣлесно, мы должны особенно по­ститься и духовно.

Древніе св. подвижники удалялись на весь великій постъ изъ общежитій въ отдаленныяпустыни и тамъ, не видя лица человѣческаго, пребывали въ молитвенной бесѣдѣ съ Богомъ и въ наблюденіи за своими душевными помыслами. Намъ, обязаннымъ жить въ міру, можно послѣдовать примѣру пустынножителей въ томъ отношеніи, если мы, во время поста и особенно во время говѣнія, будемъ удаляться отъ всякихъ развлеченій, отъ праздныхъ разговоровъ, оставимъ житейскую многопопечительность, исправляя только самыя необходимый свои дѣла, будемъ стараться сохранять свой духъ въ спокойномъ состояніи, не волноваться, не раздра­жаться, проводя время въ стѣнахъ своего дома и умиротворяя себя усердною домашнею молитвою, душеполезнымъ чтеніемъ и благо­честивыми размышленіями. Такимъ образомъ мы устроимъ около себя какъ бы пустыню, гдѣ ни наше око, ни нашъ слухъ, ни другія чувства наши не будутъ развлекаемы суетою и грѣховными со­блазнами, и мы будемъ имѣть возможность углубляться въ себя, внимать своимъ помысламъ и сердечнымъ движеніямъ.

Какъ необходимо человѣку для достиженія истиннаго самопознанія избѣгать суетныхъ развлеченій, могущихъ волновать душу, одинъ св. подвижникъ изъяснилъ слѣдующимъ нагляднымъ примѣромъ. Разсуждая о важности пустыннаго уединенія, онъ налилъ воду въ сосудъ и сказалъ ученикамъ своимъ: поглядитесь въ воду. Она была возмущена и въ ней ничего не отражалось. Черезъ нѣсколько времени онъ опять сказалъ: поглядитесь въ воду, когда она устоялась. Взглянувъ, они увидѣли въ ней лица свои какъ въ зеркалѣ. Тогда св. отецъ сказалъ: подобное этому совершается съ человѣкомъ, когда онъ находится посреди человѣковъ, не можетъ видѣть грѣховъ своихъ по причинѣ возмущающаго его непрестаннаго развлеченія, — когда же удалится въ уединеніе, тогда усматриваетъ свои согрѣшенія.

Старайтесь, братія, чтобы ваше говѣніе состояло не въ одномъ только наружномъ подвигѣ тѣлесномъ, но болѣе всего въ удержаніи души отъ привычныхъ ей грѣховныхъ влеченій, въ самообличеніи и сокрушеніи сердечномъ. Не одинъ только постъ чрева мы должны налагать на себя, но и всѣ чувства наши должны быть удерживаемы отъ приманокъ грѣховныхъ. Аминь.



На главную