На главную


07.01.2020
 


ПОУЧЕНИЕ НА ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.
Новосвмуч. Тихон (Беллавин), Патриархъ Московский.


В настоящий радостный день, когда св. Церковь торжественно воспоминает Рождество Христово, без сомнения многим из нас, братие, хотелось бы не мыслию только и сердцем, а и самым бренным телом нашим перенестись в Вифлеем. Хотелось бы полететь туда к вертепу, где родился Христос, – к яслям, где Он возлежал. Хотелось бы вместе с пастырями поклониться Ему, вместе с волхвами принести дары Ему. А иные, быть может, даже готовы и умереть у ног Его, умереть за Него вместе с младенцами, которых повелел убить жестокий Ирод.

Однако, братие, это неосуществимо: мы не современники родившегося Христа. В замен того, утешимся тем, что «Господь близ, и не далече коегождо нас» (Филип. 4, 5; Деян. 17, 27); и нам нужно только самим взыскать Его и приблизиться к Нему, тогда и Он приблизится к нам (Иак. 4, 8). Что же нас может приблизить ко Христу? Что нам делать для сего? Посмотрим, кто и за что был приближен ко Христу при рождении Его.

Ближе всех к родившемуся Христу является Его Пречистая Дева Мария. Свою близость к Господу, высокую честь быть матерью Христа, – честь, сделавшую Ее честнейшею херувим и славнейшею серафим, Она заслужила величайшею чистотою и непорочностью по телу и душе, глубоким смирением и благоговейною покорностью и преданностью воле Божией.

Далее при рождестве Христовом близким к Нему является нареченный отец Его, Иосиф. Св. Евангелист называет Иосифа мужем праведным (Мф. 1, 10), и без сомнения за свою праведность, за соблюдение закона, за справедливость и честность, соединенные с великодушием (по отношению к Богоматери, – ст. 19) Иосиф и удостоился чести быть близким ко Христу.

После Богоматери и Иосифа Обручника прежде других к родившемуся Христу приблизились Вифлеемские пастухи. Почему именно к ним прежде других обратились Ангелы с благовестием о рождении Христа? Пастыри Вифлеемские были простые по званию люди (пастухи), но, конечно, не за это они удостоились счастья приблизиться к Господу, а за то, что эти простые люди были просты и по сердцу своему, по душе, а в простых сердцах, по народному изречению, обитает сам Бог. Тайны царствия Божия, по словам Самого Христа, открываются младенцам (Мф. 11, 25), младенцам не по летам и возрасту, а по душе, – тем людям, у которых младенческое сердце – незлобивое, крепкое, доверчивое, чистое, невинное. Такое сердце с готовностью и радостью принимает глаголы Божии и, не мудрствуя лукаво, верит им, как и Вифлеемские пастухи, которые лишь только услышали благовестие Ангелов, тотчас поспешили пойти поклониться Христу.

Наконец, к родившемуся Христу приближаются для поклонения волхвы, восточные мудрецы и знатные люди, принесшие Ему дары. Значит, и ученость, и богатство и высокое положение сами по себе не только не удаляют людей от Христа, а еще могут приближать к Нему, если только соединяются, как у волхвов, с исканием высшей мудрости Божественной, с признанием суетности земного величия и богатства, с преклонением пред Царем Небесным и служением Ему от своих сил, дарований и достатка.

Итак, братие, мы видим, что родившегося Христа окружают девственная чистота и непорочность Матери Его, праведность Иосифа, доверчивая простота Вифлеемских пастухов и просвещенная мудрость и величие волхвов.

Если у кого и ныне есть святые добродетели и благородные свойства, тот с дерзновением да приступает к родившемуся Христу. «Господь близ ему» (Филип. 4, 5). А что же нам, грешным, у коих нет этих добродетелей? «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити или приближатися или служити Царю славы: еже бо служити Ему велико и страшно и самем небесным силам. Но обаче неизреченного ради и безмерного человеколюбия» (из молитвы во время Херув. песни). Христос, в плоть оболкийся, не от гнал блудницу, со слезами пришедшую, ниже мытаря отвергл покаявшегося, ниже разбойника отгнал, ниже гонителя покаявшеся оставил, «но от покаяния к Нему пришедшия вся в лице другое Своих вчинил» (из 9-ой молитвы пред причаст.). Сего ради и мы не будем отчаиваться во своем спасении и, дерзая на безмерное благоутробие Христово, приблизимся к Нему, если не с добродетелями, которых у нас нет, то «с душею сокрушенною и с покаянным молением» о том, чтобы Он приял и нас, как приял блудницу, разбойника и мытаря.

Человеколюбче Господи! «Ты веси зол множество, веси и струпы наши и язвы зриши; но и веру и произволение зриши и воздыхание слышиши: не таится Тебе ниже капля слезная, ниже капли часть некая» (из 7-ой мол. пред Прич.). «Да вменится же нам вера наша вместо дел, не взыщеши бо дел оправдающих нас, но та вера да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит, та да покажет ны причастники славы Твоея» (из 8-ой мол. утрен.) и да сподобит и нас вместе с пастырями и волхвами неосужденно поклонитися в вертепе родившемуся Христу Жизнодавцу.



25 декабря 1901 г. / 7 января 1902 г.

г. Сан-Франциско



«Американский Православный Вестник». 1902. № 1. С. 3-5.



На главную