На обложке этого выпуска мы поместили икону
«Что Ти принесем», иллюстрацию четвертой стихиры Великой Вечерни праздника
Рождества Христова: «Что Ти принесем, Христе, яко явился eси на земли яко
Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе
приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо;
земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже,
помилуй нас». Этот иконографический сюжет на Руси более
известный как «Собор Богоматери», от названия праздника в честь Пресвятой
Богородице в первый день попразднства Рождества Христова. Иконография Собора
Богоматери имеет балканское происхождение с XIII в. (самая ранняя известная
композиция на эту тему – фреска нартекса церкви Богородицы Перивлепты в
Охриде с 1295 г.), становится очень популярной на Балканах в XIV-XVII вв. На
Русь иконография «Собора Богоматери» пришла именно с Балкан. Самая ранняя
известная икона – из Пскова кон. XIV – нач. XV в. В центре композиции изображается сидящая на
троне Богородица в «славе» с младенцем Иисусом (часто благословляющим) на
коленях, эта «слава» явлается символическим изображение небес, «ширше»
которых оказалась утроба Богоматери, что заимствовано из богослужебных
песнопении, 1) стихира на литии повечерия Рождества Христова, и 2)
песнопение 8-го воскресного гласа Октоиха «О Тебе радуется обрадованная...»
преп. Иоанна Дамаскина: «чрево Твое пространее небес содела». В соответствии
с текстом стихиры «Что Ти принесем» Богородицу с Младенцем окружают ангелы,
пастухи и волхвы. Особенность этого иконографического сюжета в изображении
аллегорических фигур Земли с вертепом, Пустыни с яслями и человеческого рода
в нижней ее части. Последния алегоря может иметь быть понята как образ
язычества, «языческой неплодящей Церкви», которая «процвела яко крин»
пришествием Бога (ирмос 3 песни канона утрени Предпразднства Рождества
Христова). Сост. по: Е. А. Луковникова. Иконография
Рождества Христова. // Альфа и Омега. 1994. №3. С. 170-185. |